Людмила Белых
Установочное родительское собрание «Педагог-психолог в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемы родители! Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Педагог-психолог в первую очередь педагог. К чему я это говорю, на моей практике бывали случаи, когда ошибочно считали, что если с их ребенком работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. Уверяю вас это не так. Педагог - психолог в детском саду работает с нормальными детьми их индивидуальными и возрастными особенностями, а не с отклонениями. Есть специалисты, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами (психоневролог, невропатолог, дефектолог). Я могу только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту.
Публикация «Установочное родительское собрание „Педагог-психолог в ДОУ“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Основной целью является: Обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, выявление нарушений развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения.
Основным направлением, по которому я работаю, является психологическая готовность к школе.
Моя работа с детьми складывается из нескольких компонентов:
1. Психолого-педагогическая диагностика, которая проводится 2 раза в год. Первичная – сентябрь и итоговая, по определению готовности к школьному обучению. Включающая в себя диагностику познавательной сферы (внимание, память, мышление, воображение, эмоционально-волевой (наличие страхов, тревожности, агрессии) и личностной сферы (мотивационная готовность, самооценка).
2. По результатам диагностики, разрабатываются групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе.
На таких занятиях обязательно присутствуют сенсорные упражнения, упражнения на коррекцию эмоционального состояния, психогимнастические этюды, элементы изотерапии, сказкотерапии, социально-коммуникативные игры, благодаря которым у детей воспитываются и развиваются чувство сплоченности, умение работать в коллективе, подчинение правилам.
Сейчас хотелось бы немного поговорить о психологической готовности.
Психологическая готовность к школе обычно предполагает многокомпонентное образование. Наиболее эффективна будет работа, имеющая своей направленностью именно комплексное сопровождение ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном, интеллектуальном.
Несформированность психологических образований, так и требуемых учебных умений и навыков может привести к школьной дезадаптации.
Школьная дезадаптация проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой успеваемости, крайних формах недисциплинированности. Психологическими причинами этого может являться низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость», т. е. несоответствие степени созревания задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении и др.
Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, не выкрикивать, а это так трудно, когда ты знаешь, а тебя не спрашивают и необходимо ждать своей очереди, действовать в соответствии с правилом. Каждое правило и «надо» требуют, чтобы ребёнок подчинял им свои действия, мысли, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Развитие произвольности психических процессов - внимания, памяти, мышление, воображение.
К концу дошкольного возраста начинает формироваться произвольное внимание. Оно будет развиваться интенсивно, если взрослые окажут ребенку помощь. Развитие произвольного внимания связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания, как интересного, так и нет.
Развивать внимание у ребенка помогут такие игры, как например: «Что изменилось?», «Найди отличия».
На данном этапе развития начнется интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Подойдут игры «Поиск противоположного, «Назови одним словом», «найди лишний предмет», кроме этого можно заниматься конструированием, лепкой, рисованием, чтением, просто общение, что развивают такие мыслительные операции как, анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.
Что касается Памяти. Интересно то, что нам, взрослым, не нравится, если ребенок забыл принести, то, о чем его просили или сделать, но с легкостью запоминает рекламу, фильм либо что-то где-то услышал и повторяет. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на интересе и эмоциях. Исходя из этого, вы и сами можете сделать вывод, то, что у ребёнка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Для развития памяти можно использовать такие игры как: «Что исчезло?», «10 слов», «Фотоаппарат».
Восприятие. К концу дошкольного возраста ребенок должен свободно оперировать формами предметов, легко их находить в знакомых вещах (например, дверь – прямоугольник). По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его величину, удаленность, использовать многообразные обозначения пространственных отношений (дойти до угла, повернуть налево).
Самое трудное у детей является восприятие времени суток, оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы).
Часто дети делают ошибки, представляя себе длительность какого-либо дела меньше, чем есть в действительности, поэтому они бывают часто медлительными.
Например, упражнение «Минута». Попросить ребёнка в течении одной минуты тихо посидеть на стуле и встать, тогда, когда по его мнению минута пройдет.
Помимо этого, в течение года работает «уголок психолога», где будут размещаться консультации по темам, которые, актуальны для данной возрастной группы. Будет составлена игротека по развитию познавательных процессов. Кроме того, хочу пригласить вас на семинар – практикум «Страна Сенсорика», который планирую провести в марте, где можно познакомиться с тем, как происходят игры по развитию сенсорного воспитания (восприятие, как можно организовать эти игры дома.
Спасибо за внимание! Если есть какие-то вопросы, я постараюсь ответить на них.