Елена Шмигельская
Доклад «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания» из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания»
Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
Публикация «Доклад „Русская народная сказка в системе духовно-нравственного воспитания“ из опыта работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Дошкольный возраст – это возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно, эмоционально рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.
Все мы знаем, что в этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо и что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяется кругозор, развивается речь, фантазия, воображение. Сказки способствуют развитию нравственных качеств: доброты, щедрости, трудолюбия, честности, взаимовыручки.
Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми. «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей, старших. Страх и трусость иронизируются в сказке «У страха глаза велики». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Царевна-Лягушка», «Мороз Иванович», а лень и хитрость – высмеиваются («Лиса-лапотница», «Лисичка-сестричка и Серый волк»).
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики и прочно вошли в детский быт.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа : свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится Красна Девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – Добрый Молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев, но идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Исходя из опыта своей работы, без сомнения могу сказать, что приобщение ребёнка к литературе, в том числе и к русским народным сказкам, способствует духовно-нравственному воспитанию, которое по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.
В течение года я познакомила детей с большим количеством произведений: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями, а также использую коллективные игры-занятия, в том числе и театрализованные игры по сюжетам русских народных сказок.
И хотела бы вам показать из опыта своей работы театрализацию на русскую народную сказку «Теремок».(Видеоролик «Театрализация сказки «Теремок»)
В младшем дошкольном возрасте ребёнок ещё не может дать правильную моральную оценку; здесь важная роль отводится воспитателю, который помогает сформировать детям своё отношение к поступкам героев. Со временем дети приобретают способность воспринимать произведение и анализировать его.
Сказки. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? Какую сказку нам рассказывала мама чаще всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.