Анна Владимировна Струцкая
Опыт работы «Формирование миролюбия к детям с ОВЗ как условие духовно-нравственного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание миролюбия – она из целей, поставленных государством перед его образовательными институтами. В системе общечеловеческих ценностей миролюбие является одной из фундаментальных категорий, обусловливающей гуманизацию отношения человека к миру, сознательное признание им прав и свобод другого вне зависимости от его отличительных характеристик, готовность к диалогу и сотрудничеству в различных ситуациях взаимодействия [1, с. 63].
Публикация «Опыт работы „Формирование миролюбия к детям с ОВЗ как условие духовно-нравственного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время очевидно повышение научного и общественного интереса в стране в проблеме формирования миролюбия к детям с ОВЗ в период дошкольного детства. Миролюбие к сверстникам с ОВЗ должно формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации. Существенную роль в решении проблемы формирования миролюбия играет ДОУ, поскольку именно в целостном педагогическом процессе создаются ситуации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте у ребенка формируются начальные моральные ценности, нормы поведения, формируются представления о важности человеческого достоинства, происходит осознание ценности своей личности и окружающих людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и желание сотрудничества с ними [2, с. 89].
Следует подчеркнуть, что процесс формирования миролюбия у старших дошкольников к детям с ОВЗ должен осуществляться комплексно и предусматривать создание необходимых психолого-педагогических условий.
Одним из таких условий, является осуществление поэтапно организованной работы по формированию у дошкольников миролюбия к детям с ОВЗ. Следующим немаловажным условием является создание в дошкольном учреждении предметно-пространственной среды, содержание и наполняемость которой будут направлены на формирование миролюбия к детям с ОВЗ. Третье условие – это участие семьи в формировании миролюбия у детей дошкольного возраста [3, с. 45].
В процессе работы над формированием миролюбия у старших дошкольников к детям с ОВЗ в условиях ДОУ, нами было выделено 3 этапа работы :
I этап. Информационно-познавательный. Предполагает формирование у старших дошкольников знаний и представлений об особенностях детей с ОВЗ, об их возможностях и ограничениях, о помощи, которая требуется этим детям.
II этап. Эмоционально-оценочный. На втором этапе необходимо закрепление полученных знаний и представлений, на основе которых должно сформироваться положительное эмоционально-оценочное отношение к детям с ОВЗ. На этом этапе у детей сформируются такие чувства, как сочувствие, сопереживание, желание помочь детям с ОВЗ. На этом же этапе воспитатель подводит детей к понятию правил поведения с детьми с ОВЗ, способов общения с ними.
III этап. Поведенческий. Предполагает включение старших дошкольников и детей с ОВЗ в различные виды совместной деятельности, в процессе которой у первых появится возможность на практике использовать усвоенные знания и представления о детях с ОВЗ, способах взаимодействия с ними.
В соответствие с выделенными этапами все мероприятия, направленные на формирование у старших дошкольников миролюбия к детям с ОВЗ, были сгруппированы по 3 разделам:
1 раздел – «Не такие как все»;
2 раздел – «Наши чувства»;
3 раздел – «Шаг навстречу».
Первый раздел работы с детьми – «Не такие как все». Цель: формирование у старших дошкольников знаний и представлений об особенностях детей с ОВЗ (особенностях их внешности, поведения, об их возможностях и ограничениях). С детьми проводились игры и беседы, в процессе которых закреплялись представления детей об отличиях людей по внешнему виду и внутренним качествам, по национальностям, цвету кожи, месту обитания, по разным возможностям. Далее дети познакомились с особенностями детей с ОВЗ, их отличиями от здоровых детей, об их возможностях и ограничениях.
Для реализации данного раздела были использованы следующие формы и методы работы с детьми : – беседа «Особые дети» с показом электронной презентации; – рассматривание иллюстраций, фото с изображением людей с ОВЗ; – дидактические игры «Сходства и различия», «Какая помощь им нужна?», «Все мы разные», «Угадай, кого мы загадали». Также нами организован «Уголок миролюбия» который был пополнен необходимыми материалами: набором картинок «Дети с ОВЗ», энциклопедиями «Все о человеке», изготовлены дидактические игры «Найди лишнюю картинку», «Сравни», «Кому что пригодится?». В процессе работы с родителями мы провели анкетирование, разработали буклеты и брошюры по теме, а также провели тематические родительские собрания и круглые столы.
В рамках работы с детьми во втором блоке мы закрепляли представления детей об эмоциях, воспитывали сочувствие, сопереживание к окружающим. Нами использовались следующие формы и метод работы :
– рассматривание плакатов, фото и картинок с различными эмоциональными состояниями людей, беседы по ним с целью формирования у детей представлений о причинах, которые могут привести к возникновению тех или иных эмоций.
– игры и упражнения: «Лото эмоций», «Волшебный ящик» на закрепление представлений о различных эмоциональных состояниях; «Ролевая гимнастика» на формирование умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.
– рисование на песке «Мое настроение», рисование «Мир эмоций», «Планета детей», «Подари радость»;
– просмотр мультфильма по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»;
– чтение художественной литературы: «Федорино горе», Цветик – семицветик, «Собака, которая не умела лаять» с последующим обсуждением.
Немаловажными являются задачи по формированию у детей представлений о правилах поведения, общения с детьми с ОВЗ, о способах оказания им помощи, проявления сочувствия, сопереживания по отношению к таким детям. Эти задачи мы реализовывали в процессе рассмотрения темы «Важные правила общения». Здесь мы с детьми разбирали различные ситуации, в которых присутствовали примеры негативного отношения к детям с ОВЗ и ситуаций, наводящих детей на выведение правил оказания помощи, проявления эмпатии к детям с ОВЗ. С детьми была проведена работа по содержанию пословиц и поговорок: «Там, где дружат – живут, не тужат», «Долг платежом красен», «Ты пожалеешь, и тебя пожалеют», «Мир не без добрых людей», «Как аукнется, так и откликнется», «Как проживешь, так и прослывешь», «За честь хоть голову снесть»).
Самым сложным этапом в процессе формирования у старших дошкольников миролюбия к детям с ОВЗ является этап формирования устойчивого, доброжелательного поведения. Работе над данной задачей посвящен 3 раздел – «Шаг навстречу».
В рамках данного раздела были использованы различные формы и методы работы :
– прослушивание музыкальных произведений о добре и дружбе (песни «Барбарики», «Дорогою добра») и танцевальная импровизация под музыку;
– просмотр презентации «Дружат дети всей земли»;
– совместное создание копилки добрых дел;
– игры «Друзья», «Доброе животное»;
– чтение стихов о доброте и дружбе.
Таким образом, в ходе проведения данной работы, нами были апробированы условия формирования миролюбия к детям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали и реализовали содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечили включение родителей старших дошкольников в процесс по формированию у них миролюбия к детям с ОВЗ, обеспечили содержание предметно – пространственной среды группы.
Используемые источники:
1. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательного учреждения // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч. -метод. статей. 2-е изд. М. : Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013. С. 74-85.
2. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013. 240 с.
3. Капустина, Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография [Текст] / Н. Г. Капустина. – Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2015. – 86 с.
4. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 158 с.