Ирина Суворова
Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать
«Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души»
В. А. Сухомлинский
Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различие добра и зла, эстетической (различие прекрасного и безобразного) и социальной (различие истинного и ложного).
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ :Возрождение лучших традиций народной педагогики. Повышение качества духовно-нравственного воспитания дошкольников. Содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания : помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, в овладении навыками творческой семейной педагогики.
Публикация «Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
ЗАДАЧИ - Создание детского сада с этнокультурным русским компонентом образования на основе возрождения народных традиций воспитания. Приобщение детей к истории и духовной культуре народа, воспитание их на традициях нравственности, гуманизма и толерантности. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ : - целостное восприятие мира, формирование образа мира и на этой основе воспитание разносторонне развитой личности; - ознакомление детей с историей родного края, развитие представлений о человеке в истории и культуре; - навык жизни в коллективе, где каждый – самоценен и гармонизирован с коллективом; - воспитывающее взаимодействие, диалог старших и младших детей, детей с воспитателями и родителями; - природосообразное раскрытие личности ребенка, инициирование самостоятельного творчества, развитие способности к самосовершенствованию;
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- устойчивость навыков нравственного поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне-развитой личности;
- формирование коллектива, где все пребывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самостоятельности;
- приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада и о православных праздниках.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Механизмы реализации проекта:
1. Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- просмотр презентаций;
- проведение дидактических и музыкальных игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- отражение в ИЗО деятельности впечатлений от православных праздников;
- экскурсии и целевые прогулки по Святым местам с родителями.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с детьми и обобщающие рас сказы воспитателя;
- чтение стихотворений и сказок детьми;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и православных праздников.
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
- организация вечеров и праздников для родителей;
- изготовление с детьми и родителями наглядных пособий и атрибутов к играм и праздникам.
О необходимости духовно-нравственного воспитания высказывается не только церковь. Вот, что сказал В. В. Путин при встрече с журналистами и монахами в Соловецком монастыре в 2011 году: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, без православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- приобретение детьми знаний о православных праздниках;
- воспитание любви и уважения к православным традициям русского народа;