Арникова Галина
Система работы по развитию словаря у детей при использовании дидактических игр с математическим содержанием
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по развитию словаря у детей при использовании дидактических игр с математическим содержанием»
«Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить» В. А. Сухомлинский
Дошкольный период – благодатная пора обучения ребёнка. Малыш впитывает знания как губка, он любознателен. Не обучать его нельзя. Ведь от того, как формируется интеллект в детском возрасте, зависит познание мира взрослым человеком.
Публикация «Система работы по развитию словаря у детей при использовании дидактических игр с математическим содержанием» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Ребёнок в раннем дошкольном возрасте отличается удивительной активностью, любознательностью в познании окружающего мира, а так же проявляет интерес к математике довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и цвете, форме, о действиях, которые можно производить с предметами.
От уровня развития речи зависит успешность детей обучения математике. Грамотная речь выражается в правильном употреблении математических терминов, где и в каком месте можно применить эти термины и специальные математические выражения, а также в связной речи в целом.
Исследования многих психологов показывают, что без целенаправленного развития математического мышления, являющегося одним из важнейших компонентов познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении, систематизации знаний, умений и навыков.
Много выпущено литературы, где разработаны многочисленные программы развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях, в которых отражены цели и задачи процесса формирования элементарных математических представлений.
Формирование и развитие функций счёта тесно связано с речью, которая выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знаний, а с другой – как организатор деятельности счёта. Многие дошкольники механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умея свободно ориентироваться в числовом ряду. Все трудности, связанные с недостаточным уровнем развития речи ведут к неуспешному обучению математике.
В своей работе я использую дидактические игры, которые являются важным компонентом развивающей работы, способствующим не только знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и т. д., но и развитию связной речи, стимулированию познавательной активности и формированию учебно-познавательной деятельности детей.
Использование дидактических игр в процессе формирования математических представлений даёт возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). При отборе игр необходимо учитывать возрастные особенности детей, их потенциальные возможности. Важно соблюдать и определённую последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности. Если ребёнок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений, необходимо подобрать посильное для него задание. Выполнение этого задания вселит уверенность в ребёнке. Для расширения и пополнения активного словаря ребёнка можно использовать дидактические игры («Когда это бывает?», «Чудесный мешочек», «Сложи картинку», «Больше - меньше», «Парные картинки» и др.).
Интересная организация занятий с детьми – это путешествие по знакомым сказкам. Ведь сказка для ребёнка – это окружающая жизнь. Во время игр-занятий у детей развивается внимание, речь, память, воображение. Это позволяет нам с детьми знакомиться не только с героями сказок, но учиться считать, сравнивать, различать предметы по цвету. Я часто заменяю предметы – геометрическими фигурами. Уже с младшего возраста дети проявляют большой интерес к геометрическим фигурам. Постепенно они узнают цвет, форму и затем величину. При этом обязательно вместе с детьми идёт проговаривание каждого действия (Зайчику построили домик - какие фигуры мы использовали? Какого цвета?» Прослушиваю ответ каждого ребё нка: «Квадрат, жёлтого цвета» и т. д.
Для ребёнка сказка – это окружающая жизнь. Слушая истории о приключениях героев, ребёнок вовлекается в решение ряда задач на сообразительность, где необходимо применить математические знания. Учится рассуждать, логически мыслить, пополняется запасный словарь детей.
Непосредственно в своей работе я использую игры и упражнения по формированию мелкой моторики. Они стимулируют развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, воображении и конечно речь ребёнка. («Покажите мне ладошки», «Как над горкой снег…», «Мы идём грибы искать…».
Все приёмы, методы, формы, которые я использую в подготовке к проведению игр – занятий - являются важными средствами не только для развития математических представлений, но и речи ребёнка.
.