Татьяна Коновалова
Из опыта работы «Система работы по развитию коммуникативных умений средством театрализованных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по развитию коммуникативных умений средством
театрализованных игр
Следует подчеркнуть, что театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению трех целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Публикация «Из опыта работы „Система работы по развитию коммуникативных умений средством театрализованных игр“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Основными методами работы являются :
1. Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.
2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
3. Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности).
4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр на видеозаписи своих спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок.
В старших группах педагог может иногда быть участником театрализованной игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. Дети старшего возраста способны самостоятельно организовывать театрализованные игры, использовать средства выразительности, владеть приемами кукловождения при игре в настольный театр.
Все игры и упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы удачно сочетать движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях
Основная цель педагогического руководства совместной театрализованной деятельности - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.
Важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Выбирая материал для театрализованной деятельности, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
Исходя из задач по развитию коммуникативных умений посредством театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется содержание ее работы в детском саду. При этом формы организации могут быть различными, к примеру: игры драматизации, беседы после просмотра спектаклей, игры превращения, упражнения на развитие мимики, инсценировки, обыгрывание сказок и т. д.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованной деятельности в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).
Знакомство детей с произведениями художественной литературы включает следующие методы: чтение художественной литературы, беседы по содержанию литературных произведений, беседы о любимых сказках и их героях, заучивание стихотворений, рассказ детьми произведений по ролям, сочинение сказок с детьми, беседы о способах выразительности, обеспечение одновременно подготовку текста к организации детьми игры, работа над этюдами например, «Вкусные конфеты», «Прогулка», «Жадный пёс», «Страшный зверь», «Волшебное колечко».(Приложение)
Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских, других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т. д.).
Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов) [13].
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды.
Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом говорится в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные зрители угадывают, какой эпизод представлен. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребёнка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.
Также для обучения детей средствам выразительности в театрализованных играх используются упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.
Таким образом, при организации театрализованных игр для формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами театра, владение методикой организации и руководства данным видом деятельности, взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.