Светлана Салдаева
Перспективный план дидактических игр по развитию словаря во второй младшей группе
Перспективный план дидактических игр
по развитию словаря во 2 младшей группе
Месяц Неделя Тематический цикл (раздел) Цели Наглядный материал Название, содержание д/игр и упражнений
сентябрь
1 неделя
«Овощи»
Обогащать словарный запас детей. Учить употреблять предлоги «в» и «на» ; составлять сложноподчиненные предложения с противительным союзом «а». Овощи, корзинка
«Назови овощи»
Публикация «Перспективный план дидактических игр по развитию словаря во второй младшей группе» размещена в разделах
На столе перед детьми 5 овощей (морковка, помидор, картошка, лук, свекла). Воспитатель сообщает, что их все можно назвать одним словом «овощи».
Дети повторяют название овощей.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: Сколько овощей лежит на столе? Где растут овощи? Какого цвета помидор? И т. д.
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Скажем детям примерно следующее: Что это?
(Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.) и т. д
2 неделя
«Фрукты»
Обогащать словарный запас. Учить употреблять предлоги «на», «в», «под», «возле»; составлять сложноподчиненные предложения с противительным союзом «а». Способствовать сенсорному развитию.
Фрукты или картинки - изображение, мел или карандаши, лист бумаги, тарелка.
«Назови фрукты»
На столе 5 фруктов: яблоко, груша, апельсин, банан, лимон.
- Это фрукты.
- Сколько фруктов на столе? Где растут фрукты? Какого цвета? Лимон сладкий или кислый? И т. д.
«Фрукты под деревом»
На доске силуэт дерева.
- Фрукты растут на дереве, а когда созревают падают на землю.
- Яблоко лежит под (деревом)
- Груша, апельсин, ит. д.
3 - 4 неделя
«Овощи – фрукты»
Учить дифференцировать обобщающие понятия «овощи – фрукты». Закрепить речевой материал по теме. Учить составлять предложения с предлогами «в» и «возле».
Фрукты, овощи, картинки с их изображением, корзина, ваза.
«Где лежат овощи и фрукты?»
На столе корзина для овощей и ваза для фруктов. Овощи и фрукты лежат в отдельной емкости.
Педагог кладет любой овощ в корзину.
- Где лежит помидор, огурец? (в корзине)
Педагог вынимает овощ из корзины и кладет его возле корзины.
- Где лежит помидор, огурец? (возле корзины).
Аналогично с фруктами.
«Отгадай загадку»
педагог загадывает загадку, дети отгадывают и показывают картинку с изображением овоща или фрукта.
октябрь
«Осень»
Обогащать словарный запас детей. Учить внимательно рассматривать сюжетные картинки («Осень», отмечать детали. Способствовать усвоению слов – антонимов.
«За окошком посмотри»
Раз – два – три, раз-два-три!
За окошком посмотри:
Наступила осень
Ветер листья носит,
Ветер их срывает.
На землю бросает.
Рассказ детей о том, что бывает осенью.
«Дуем на листок»
Дуем, дуем на листок,
Получаем ветерок!
Действия сопровождаются словами.
«Часы»
Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак»! - Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
«Угадай слово»
Летом солнышко греет сильно а осенью (слабо). Летом ветер теплый, а осенью (холодный0. Летом листья зеленые, а осенью (желтые, красные) и т. д.
«Сравни листочек»
Сравнение листочков по величине, цвету.
«Проговори чистоговорку»
У-у-у – я на улицу пойду.
У-у-у - я листочек найду.
У-у-у – я листочек принесу.
3-4 неделя
«Деревья»
Обогащать словарный запас детей. Учить отвечать на вопросы. Формировать умение согласовывать числительные с существительными
Картинки, на которых изображены дерево, ствол дерева, ветка, листок; осенние листья.
«Назови картинку»
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены дерево, ствол дерева, ветка, листок. Малыши по просьбе педагога называют картинки. Затем он убирает картинки и просит повторить детей их названия.
«Сосчитаем листочки»На полу разложены листочки. Сосчитать, сколько листочков «упало» с дерева.
(один, много)
«Вверху – внизу»
Воспитатель поднимает руки вверх, то опускает вниз и говорит: «Листья вверху на деревьях. Листья внизу на земле»
Ноябрь 1-2 неделя «Одежда»
Учить детей правильно употреблять окончание существительных в родительном падеже множественного числа.
Учить в согласовании личных местоимений с существительными
Учить различать глаголы «одеть» и «надеть»
Кукла, одетая в сорочку, платье, на ногах носочки и туфельки.
«Что прячется в шкафу?»Игра проводится в раздевалке. В этом шкафчике «прячутся» шапка, колготки, пальто, варежки. Как назвать одним словом эти предметы? (одежда). Где покупают одежду? Для чего нужна одежда?
В процессе одевания детей на прогулку нужно стараться как можно чаще употреблять слова «оделся – одеваться»
«Что с чем?»
Рассматривание рубашки.
Из каких частей состоит?
(У Вани рубашка с карманами, с воротником. Рукавами, манжетами, пуговицами)
Аналогично с другими предметами одежды.
«Стираем и вешаем белье»
Дети стирают одежду для кукол и вешают ее на веревку. (маечку, платьице, юбочку, брючки и т. д.)
«Чего нет у Тани?»
- Таня, какие вещи мы надеваем на прогулку? пальто, туфли, ботинки, колготки, носки, рейтузы)
А Таня приготовила только шарф? Чего ей не хватает? (носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто)
«Чья вещь?»
Мое пальто, мои колготки, моя шапка и т. д.
3-4 неделя «Обувь»
Обогащать словарный запас детей. Учить составлять предложения, опираясь на образец воспитателя; правильно употреблять существительныев родительном падеже, в уменьшительно – ласкательной форме; дифференцировать понятия «левый – правый».
Предметы обуви, картинки с их изображением.
«КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ»
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например:
Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится.).
Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить.).
Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше.)
Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.)
Что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать.).
Что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет.).
Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает.).
«Сапожки потерялись»
Закричали ножки:
- Где мои сапожки?
Ну – ка, детки, помогите
И сапожки отыщите.
Один сапог в углу,
А другой сапог в шкафу.
Кто такой неаккуратный?
Ведь сапожкам неприятно!
«ПРЯТКИ»В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки.
Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим: — Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!
Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!
Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.
Декабрь 1-2 неделя «Зима»
Формировать навык составления предложений с предлогом «на», опираясь на предметные картинки и вопросы воспитателя.
Учить согласовывать количественные числительные с существительными.
Предметные и сюжетные картинки по теме.
«Зимушка – зима»
Раз-два-три, раз-два-три,
За окошком посмотри:
В гости к нам зима пришла,
Много снега принесла.
Все в снегу - земля, дома.
Здравствуй зимушка – зима!
- Какой снег (белый, пушистый, мокрый и т. д.)
«Где лежит снег?»
Картинка по теме.
- Где лежит снег? (на земле, на машинах, домах, деревьях, горке, дорожке и т. д.)
«БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА, ГУСИ
Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому).
Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова.
Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.
- Где ладошки? Тут?
-Тут.
-На ладошке пруд?
-Пруд.
- Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший—печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот.
Вот.
На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?»—дети протягивают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в стихотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.
3-4 неделя «Части тела»
Упражнять в образовании форм третьего лица множественного числа глаголов.
Кукла, картинки с изображением частей тела
«Один – много»
- У Тани один лоб, один нос, один рот, один живот; одна голова, одна шея. У Тани два глаза, два уха, две руки, две ноги. У Тани много зубов, много пальцев, много ресничек, много волос.
«Мы делаем зарядку»
Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой покручу,
На носочках и на пятки –
Вот и кончилась зарядка!
(движение в соответствии с текстом)
«Олины помощники»
- Вот кукла идет. Это что? (ноги). Что они делают? (ходят, танцуют, прыгают, бегут, катаются, тормозят, едут). Руки (берут, кладут, держат, моют, одевают, рисуют, наклеивают). Зубы (жуют, кусают, грызут). Глаза… (смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся). Уши… (слушают). А как о них сказать ласково (ножки, ручки, зубки, ушки, глазки)
Январь 1-2 неделя «Домашние животные и их детеныши»
Учить строить предложения из четырех слов с предлогом «около», учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом «а», именами существительными в форме единственного числа и множественного числа. Упражнять в употреблении глаголов в речи. Употребление предлога «в».
Картинки с изображением домашних животных и их детенышей, карточки «ЧЕЙ ГОЛОС?»
В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть.
Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
- Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.) Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).
«Кто как ест?»
Собака кость (что делает) грызет. Собака воду (что делает) пьет. Кошка молоко (что делает) лакает, пьет. Корова траву (что делает) щиплет, ест, жует.
3-4 неделя «Дикие животные и их детеныши»
Упражнять в умении правильно произносить существительные в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.
Учить правильно употреблять существительные в уменьшительно – ласкательной форме.
Картинки с изображением диких животных и их детенышей.
«ДОМИКИ»
Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».
В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.
На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.
«Закончи предложение»
Медведь большой, а зайчик (маленький).
Волк злой, а зайчик (добрый).
Ежик колючий, а лиса… (пушистая) и т. д.
Февраль 1-2 неделя «Домашние птицы и их детеныши»
Учить использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; предлог «около». Учить составлять распространенные предложения.
Картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, игрушки.
«Что есть у птицы?»
У курицы есть голова, клюв, туловище, крылья (два крыла, хвост, лапки (две лапки, когти, перья – перышки (много перьев, перышек). И так далее.
«Мама и детки»
Вот курица с цыплятами. Курица мама, а цыплята … (детки). Курица большая, а цыплята… (маленькие). Курица белая, а цыплята… (желтые)У них есть маленькие (лапки, клювики, хвостики, крылышки).
3-4 неделя «Посуда»
«Продукты питания»
Формировать навык составления сложноподчиненных предложений. Способствовать усвоению категории родительного падежа множественного числа.
Предметы посуды, картинки с их изображением, кукла, кукольная посуда, картинки с изображением продуктов питания.
«Что кладут в…» В сахарницу (сахар, мясорубку… (мясо, хлебницу (хлеб) и т. д.
«Волшебный мешочек»
В мешочке много конфет (баранок, шоколадок, сухарей, яблок)
«Части предмета»
У стола есть сиденье, спинка и четыре ножки. У стола …, у дивана, у шкафа…
Март 1-2 неделя «Мебель»
Учить употреблять предлоги «для», «за», «под». Формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями Картинки с изображением предметов мебели, игрушки.
«Части предмета»
У стола есть сиденье, спинка и четыре ножки. У стола …, у дивана, у шкафа…
«Куда спряталась игрушка?»
Кукла под кровать, а матрешка –за стул и т. д.
3-4 неделя «Транспорт
закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
«На чем ездят люди?»
Люди ездят на трамвае (автобусе, машине, грузовике, велосипеде, мотоцикле, троллейбусе).
«ПОЕЗД»
Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Взрослый-водящий произносит слова стих-я о поезде.
На сЧух-чух! - пых-чу,
Пых-чу, во-рчу -
Сто-ять на ме-сте не хо-чу!
Сту-чу, вер-чу - Са-дись ско-ре-е, Про-ка-чу.
У-уу! У-уу!"…
Со слов «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»— топают ногами, на слова «Колесами верчу, верчу»—делают круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.
Апрель
Май Д/игры по всем разделам на закрепление
Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
«КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ»
Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».
Обращается к детям:
— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать. А как вы думаете, какая профессия у Ирины
Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию.
Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар?
— Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
— А что делает врач?
— Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.
— А что делает портной?
— Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.
Взрослый называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия, характерные для этих профессий. (Игра проводится в конце года при соответствующей готовности детей.)