Анна Пивнева
Система дидактических игр направленных на коррекцию внимания в средней группе у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Тема проекта: «Система дидактических игр направленных на коррекцию внимания
в средней группе у детей с ОВЗ.»
Состав участников: дети, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.
Возраст: 4-5 лет
Сроки реализации: краткосрочный.
Тип проекта: групповой, познавательный, информационно-игровой.
Актуальность проекта:
Публикация «Система дидактических игр направленных на коррекцию внимания в средней группе у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры на развитие внимания
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность данной темы в том, что у детей с ОВЗ в средней группе еще слабо сформированы познавательные способности, такие как внимание, мышление, восприятие, воображение.
В период дошкольного детства перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте одной из главных психических функций является внимание.
Еще одним из существенных показателей развития ребенка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребенка, которое характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребенка с другими детьми. Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребенка. Она проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.
Так же в дошкольном возрасте у ребенка возрастает потребность в развитии моторной памяти, появляется согласованность, четкость движений. Вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной. Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ;
Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным. Происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Возрастные признаки, такие как внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным. Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.
Цель проекта:
-создать комплекс условий для проведения коррекционно-педагогических мероприятий по формированию познавательных процессов, в частности внимания.
-изучение познавательных процессов и коррекционно-педагогической деятельности у дошкольников с ОВЗ.
-научить детей концентрации внимания с помощью развивающих игр и методик.
Задачи проекта:
-разработать мероприятия по познавательным процессам (внимание).
-создать условия по формированию действий у детей с ОВЗ при использовании коррекционно –педагогических процессов в дидактических играх.
-с помощью игр и упражнений сформировать у детей произвольное внимание.
- целесообразно подобрать и модифицировать методики, коррекционно- развивающих упражнений, способствующих повышению уровней развития определенных свойств внимания у детей среднего дошкольного возраста (объем, устойчивость, произвольное внимание).
Предварительная работа:
Диагностическое исследование на первом этапе исследования показало, что процессы внимания у детей с ОВЗ в средней группе являются недостаточными, так же и уровень его развития, дети не смогли достаточно, по своему возрасту, концентрировать свое внимание. Наблюдалось: частая отвлекаемость, быстрая утомляемость, усталость детей. В дошкольном возрасте наиболее успешным приемом работы является дидактическая игра, которая сочетает в себе игровую и образовательную задачу; определяет уровень знаний детей, соответствующий их возрасту. Дидактическая игра интересна детям, т. к. ведущая деятельность - это игра.
Поэтапное развитие проекта
Этапы проекта Задачи Мероприятия Механизмы реализации проекта
Подготовительный
этап. -выбор темы проекта;
- планирование;
-изучить литературу и подготовиться к осуществлению проекта;
-выявить отношение детей с ОВЗ к дидактическим играм;
-изучить роль дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей с ОВЗ в детском саду. 1. Проведение диагностики детей с ОВЗ.
2. Подбор материала по теме проекта.
3. Создание творческой группы.
4. Создание каталога дидактических игр направленных на коррекцию внимания у детей с ОВЗ.
5. Подготовка дидактических игр для работы с детьми с ОВЗ в различной коррекционной деятельности. 1. Методика «Найди и зачеркни» Цель: определение уровня развития продуктивности и устойчивости внимания.
2. посещение и подбор сайтов по материалу проекта, выбор информации из материалов данных на курсах.
3. воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и объединение творчески заинтересованных педагогов и родителей.
4,5. Обеспечение коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Основной этап. 1. Работа с детьми:
-реализация проекта в проведении работы с детьми ОВЗ в средней группе, с педагогами.
-развитие познавательного процесса (внимания) у детей с ОВЗ.
2. Работа с родителями:
-консультация, «Какие игрушки и игры необходимы детям»;
-наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития»
1.1. Д/И на развитие зрительного внимания :
-«Сделай как у меня»;
-«Расставь как было»;
-«Дорисуй»;
-«Кто быстрее».
1.2. Д/И на развитие слухового внимания :
-«Самые внимательные»;
-«Повтори за мной»;
-«Расскажи, как было».
1.3. Д/И на развитие моторно-двигательного внимания :
-«Съедобное-несъедобное»;
-«Запретное движение»;
-«Летает, прыгает, плавает».
2. Представить перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие детей с ОВЗ 1. 2. -«Сделай как у меня»
Взрослый предлагает ребенку выложить из палочек по образцу букву, цифру.
-«Расставь как было»
Воспитатель выкладывает перед ребенком семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время меняет местами игрушки и дает задание «Расставь игрушки в той последовательности, в которой они были»;
-«Дорисуй»
Взрослый раздает детям игрушки с изображением предметов, на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать и дорисовать их.
-«Кто быстрее»
Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача ребенка назвать как можно больше предметов находящихся вокруг него с этим цветом.
2. 1. -«Самые внимательные»
Дети сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «Вода» руки в стороны; «Земля»- руки вниз; «Огонь» - закрыть руками глаза; «Воздух»- поднять руки вверх.
-«Повтори за мной» Дошкольникам предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателю, ритмичные удары палочкой по столу.
-«Расскажи, как было» Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем воспитатель задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них, вспоминая рассказ.
1.3.-«Съедобное-несъедобное» в зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенным им взрослым.
-«Запретное движение» Воспитатель показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
-«Летает, прыгает, плавает» Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых т. д. А детям нужно без слов, показать какие движения они умеют делать. Например : птичка дети имитируют движения полёта, заяц - прыгают, жаба -прыгают, а затем плавают или наоборот.
Заключи
тельный этап. -подведение итогов проекта в
форме командных соревнований;
-завершение проекта- раздача подарков. 1. Проведение диагностики детей с ОВЗ.
2. Д/ И: «Человечки»
3. Д/И «В магазине зеркал»
4. Создание проблемных игровых ситуаций.
5. Информирование воспитателей о результатах проекта, о перспективах проекта перед родителями. 2. «Человечки»
(выбирается один ребенок из команды) Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий: закрась человечков которые стоят на одной ноге. (выигрывает та команда, которая первая завершит задание).
3. «В магазине зеркал»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека.
Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки (выигрывает та команда, где игроки лучше выполняли задания).
4. «Передвижение по залу в связке парами», «Построение дорожки из разных предметов», «Ходьба по болоту, не замочив ног».
5. Презентация проекта перед работниками ДОУ.
Ожидаемые результаты:
-вызвать интерес к дидактическим играм,
-расширить познавательный процесс, такой как внимание;
- при совместной игровой деятельности повысить уровень доверия детей и родителей к специалистам детского сада;
- овладения знаниями, представления детей об окружающем мире;
- с помощью коррекционных познавательных процессов повысить умственное развитие дошкольников, развить двигательные сферы ребенка;
-обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком.
Перспективы развития проблемы.
Дидактические игры в коррекционной работе с детьми ОВЗ являются основным средством физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания ребенка. Играя можно решить самые разнообразные задачи – коррекционные, образовательные, воспитательные, оздоровительные. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества, корригировать имеющиеся проблемы физического развития. Доступность и полезность игр давно доказана русскими учеными: (П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский и др., а также практикой многих педагогов). Все это подтверждает, что наши дети могут и должны приобщаться к миру движений и эмоций.
Выводы:
В процессе коррекционно-педагогических занятий, при осуществлении взаимодействия «педагог-дети-родители» в реализации данного проекта, у детей с ОВЗ в средней группе существенно стала развиваться познавательная функция, такая как внимание. Это видно в промежуточной диагностике, где дети проявляют интерес к занятиям, у них возрастает активность в разных видах деятельности. Система дидактических игр направленных на коррекцию-позновательных процессов, а частности внимания помогла способствовать передачи накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценки поступков и развитию познавательных навыков человека.
Тем самым у родителей происходит обогащение опыта к приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком ОВЗ в семье. Повышение компетентности родителей при выборе коррекционных дидактических игр детей с ОВЗ.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление к активной корреционно-познавательной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Проектная деятельность дошкольников Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса (5-7 лет, Москва, 2014г.
2. Проектирование развития ДОУ С. В. Кузнецова, Н. М. Гнедова, Москва, 2009г.
3. Дидактические игры в детском саду А. К. Бондаренко, Москва, 1985г.
www.winpsychology.ru
www.inminds.ru
В данной работе применялись методики:
1. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. М., 2004.
2. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
3. Шкловский В. М. Обучающая - диагностическая система для исследования ВПФ детей. М., 2006.