Ирина Шулепова
Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек был успешным, умело ориентировался в постоянно растущем потоке информации, нужно научить его легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Как известно, дети - дошкольники по своей натуре «почемучки». Они постоянно задают вопросы, как? почему? зачем? пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Анализируя все детские как? зачем? почему? Передо мной встал вопрос: как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуёмную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы я постоянно искала ответы и пришла к выводу, что одним из методов познавательного развития является детское экспериментирование.
Публикация «Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На сегодняшний день ФГОС требует от педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты.
Мною была создана так называемая «Лаборатория удивительных наук», где осуществляется поисково-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий.
Цель: Развитие познавательных интересов, формирование потребности и способности в поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки;
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
- развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для детей, а также соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования. Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе. Сравнительные эксперименты, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений. Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
Предлагаю следующие эксперименты, которые были проведены в «Лаборатории удивительных наук».
Опыт 1: Разноцветные растения.
Ребенку сложно объяснить, как растения пьют воду, поэтому поставьте перед детьми 4 банки, наполните их подкрашенной водой. Поставьте в каждую банку листок капусты. Через несколько дней наблюдений дети увидят, что листья поменяли цвет.
Опыт 2: Цветной взрыв в молоке.
Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей, отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. А как же привести их в движение? Надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Мы с детьми дали этому объяснение: моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.
Опыт 3: Выращивание кристаллов.
Делаем насыщенный раствор соли в стаканах. Примерно 3-4 столовых ложки соли на стакан воды. Тщательно размешиваем и добавляем соль до тех пор, пока на дне не будет виден осадок из кристалликов соли. Далее готовим наш держатель и основу, на которой и будут расти кристаллы. Опускаем нитку в стакан таким образом, чтобы конец не задевал дна. Накрываем все салфеткой, делаем дырочку, для того чтобы происходило испарение. Ведь главное в этом опыте - это процесс испарения. И ждем! И уже через пару дней ниточки и палочки стали покрываться наростами. А через неделю на них образовались кристаллы.
А ещё мы вырастили кристаллы из сахара. Вся процедура абсолютно такая же, только на нитке появились сладкие кристаллы, которые можно даже попробовать.
Опыт 4: Извержение вулкана.
Из пластилина или из картона мастерим «гору». Внутри ее помещаем баночку. Да так, чтобы ее горлышко подходило к «кратеру». Засыпаем в баночку соду, разбавленный водой краситель, ложку жидкого мыла. И… уксус. И все начнет «взрываться», лава устремится вверх и затопит все вокруг! Мы дали этому объяснение - вступив в реакцию с содой, уксус начнет активно выталкивать наружу содержимое бутылки.
Опыт 4: Понятие об электрических зарядах.
Как вы думаете, можно ли обнаружить электричество вокруг нас? Давайте не будем спорить и проведем два опыта.
Первый опыт: надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, к человеку. Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов. Почему так происходит? Мы потерли шарик о шерстяную вещь, разбудили в нем мельчайшие частицы - электроны, шарик получил заряд. Предмет, к которому прикладывали шарик, тоже имеет заряд, но другой. Разные заряды притягиваются. Еще говорят, что предметы наэлектризовались.
Второй опыт «Танцующая фольга». Нарежьте алюминиевую фольгу очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
Вот такие и другие эксперименты мы проводим в «Лаборатории удивительных наук». Для детей это настоящие маленькие чудеса, приоткрывающие знания о мире. И кто знает, может быть, в будущем кто-нибудь из них еще совершит большое научное открытие!
Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.