Елена Борисенкова
Экспериментальная деятельность как один из факторов, познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут и развиваются в период информатизации. В условиях стремительно меняющейся жизни от человека необходимо не только владение знаниями, но и в первую очередь способность получать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).
Публикация «Экспериментальная деятельность как один из факторов, познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Целью моей работы является : Формирование у детей дошкольного возраста познавательных процессов в опытно — эксперементальной деятельности.
Слайд № 1 Для достижения поставленной цели необходимо выполнения следующих задач:
Познавательные : расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей; формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие : развитие стремления к поисково-познавательной деятельности; способствование овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы; создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные: воспитание интереса к познанию окружающего мира; стимулирование желания детей экспериментировать; формирование коммуникативных навыков.
В своей работе использовала литературу «Природа в занимательных экспериментах, «Воз и маленькая тележка», «Организация опытно- экспериментальной деятельности».
Слайд № 3 В группе оборудован уголок экспериментирования. В данном уголке размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.); 2) место для приборов; 3) место для хранения материалов (природного, "бросового"); 4) место для проведения опытов; 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Уголок экспериментирования - постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Слайд №4 Интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста.
«Удивительный песок» Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом. Дать представления о свойствах песка.
Слайд № 5,6,7 Дети старшего возраста с удовольствием обследуют песок, познавая его свойства. Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. А мокрый песок принимает любую форму. Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств песка развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность
Слайд № 8 «Кораблики»
Знакомство детей со свойствами воздуха:
Цель: помочь детям обнаружить вокруг себя воздух.
Опыт. В таз с водой опустить кораблик. Он стоит на месте. Предложить детям подуть на него с одной стороны — он поплыл. Уточнить, почему он плавает. Откуда взялся ветерок? (Мы дули на кораблик.) Почему не получились пузырьки на кораблике? (Потому что мы дули не на кораблик, а на воду.
Вывод: при выдыхании воздуха получается ветерок.
Слайд № 9 «Волшебник – воздух».
Цель: познакомить с одуванчиком на одной из стадий его развития.
Сорвать белые – одуванчики и подуть на них, и посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они летят; подуть сильнее и определить, какие семена пролетели дальше.
Слайд № 10 «Как поймать воздух» Дети ловили воздух в целлофановые пакеты.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).
Вывод: воздух бесцветный.
Слайд №11 «Как увидеть воздух» Брали стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Слайд №12 «Свойства обыкновенной бумаги» В группе старшего возраста проводили опыты с бумагой: узнали, что бумага
Бумага рвется.
Бумага можно резать.
Бумага намокает.
Бумага впитывает масло.
При смятии бумага издает звук.
Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
Летает.
Слайд № 13 «В какой воде, яйцо не тонет» Мы проводили опыт с пресной водой и соленой. И выяснили, что в соленой воде яйцо не тонет, а в пресной тонет. Можно также рассказать о том, как раньше, до изобретения холодильников, наши предки проверяли, свежее яйцо или нет: свежие яйца тонут в чистой воде, а испортившиеся — всплывают.
Слайд №14 «Тонет, не тонет». В данном опыте я формировала представления детей о том, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают, остаются на поверхности воды.
Слайд № 15 «Что мы знаем о материалах и свойствах веществ» Мешочек солью и с губкой. Возьмите мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит?
Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым, а потом брали губку и опускали в воду. Что происходит? Губка впитывает воду и становится тяжелее, но не тонет.
Вывод: Вывод: в данном опыте дети могли понять, что вес предметов в воде изменяется.
Слайд №16 «Посадка овощей» Совершили посадку лука, свеклы. Сформировали представления об основных потребностях культурных растений, растущих на нашем огороде, условиях, которые необходимы для их роста (земля, вода, свет, тепло). Выработали навыки посадки луковиц и семян в землю.
Слайд № 17» Следы насекомых»
Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых.
Сравнить, какие следы оставляют насекомые на песке. Вывод: Чем крупнее насекомое, тем глубже след на песке.