Инна Викторовна Хмыз
Синтез искусств в основе творческого развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«… А музыка (освоение предмета) невозможна сама
по себе без синтеза со словом, изобразительным
искусством, архитектурой, скульптурой,
философией, театром…»
Д. Кабалевский
Еще философы Древней Греции (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель) отмечали, что самые сильные эмоциональные переживания человека связаны с искусством и творчеством. Так, Аристотель прекрасное в творчестве называл «удивлением», а переживания человека, воспринимающего трагедию, «катарсисом» (как проявление чувств). Проблемой синтеза искусств занимались Леонардо да Винчи и Рихард Вагнер, Михаил Врубель и Иосиф Бродский, Микалоюс Чюрлёнис, Виктор Ванслов и многие-многие другие.
Публикация «Синтез искусств в основе творческого развития ребёнка» размещена в разделах
Ученые отмечают, что вначале, в древние времена, искусство было синкретичным, а затем произошло его разделение, в результате которого «определились специфические средства выразительности каждого искусства, образно говоря «языка», с помощью которого музыкант, художник, писатель общается со зрителем, слушателем, читателем. Этот процесс становится богаче, если человек обладает высоким уровнем художественной культуры, эстетически тонко воспринимает произведение искусства» (Казакова Т. Г.).
Проблемой влияния синтеза искусств на развитие художественно-творческих способностей дошкольников занимались: Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Р. М. Чумичева, Т. Г. Казакова, И. Л. Дзержинская, Л. Я. Панкратова, Л. Н. Комисарова, Л. С. Фурмина, С. П. Козырева, К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан, О. Ю. Зырянова, Г. П. Новикова и др.
Каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей системой изобразительно-выразительных средств, однако ни один из них, взятый в отдельности, не в состоянии воссоздать картину мира во всем его многообразии, это возможно только при «наличии синтеза искусств». Это подтверждает в своих исследованиях и Л. С. Выготский. Он пишет, что восприятие любого произведения искусства (живописи, музыки, поэзии) вызывает у человека массу ассоциативных образов, которые обогащают «палитру чувств», что связь между видами искусства выражается в их «взаимообогащении».
Экспериментальные исследования современных ученых подняли проблему синтеза искусств в художественно-творческом развитии детей на качественно новый уровень. Незаметно поменялись акценты: речь идёт уже не о том, что «в разных искусствах можно обнаружить нечто общее», а о том, что «нечто общее по-разному проявляется в разных искусствах» (Л. Савенкова).
Современные тенденции в подходах к музыкальному развитию детей дошкольного возраста раскрыты в программах «Гармония» (К. В. Тарасовой) и «Синтез» (Т. Г. Рубан). В их основе лежит проблема взаимодействия искусств, что обеспечивает приобщение современных детей к миру художественной культуры, в котором значительное место занимает музыка.
Синтез искусств в эстетическом развитии дошкольников возможен потому, что отдельные виды искусства, например живопись, музыка и литература, отражают, изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, которые интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Именно такие цели и ставит современное дошкольное образование перед педагогами - создание целостного образа мира у ребёнка.
«Синтез искусств», «интегрированные подходы», «интеграция, творчество»… Термины эти становятся всё более популярными в современной педагогике. Слова загадочные, глубинные, многообещающие. Мы непременно проникаемся доверием ко всему, что связано с ними, даже не пытаясь вникнуть в суть явлений, не замечая тех принципиальных проблем и противоречий.
В чём, например, заключается синтез искусств при работе с детьми дошкольного возраста? В иллюстрировании, пояснении одного вида искусства другим? В их взаимодействии, во взаимном дополнении произведений в процессе решения ребёнком творческих задач? Каждый из нас расставит свои акценты при ответе на эти вопросы. Не удивительно, что, употребляя слово «синтез», многие люди зачастую вкладывают в него различные смысловые значения, так как «синтез» с греческого переводится также неоднозначно: «synthesis» - это и соединение, и сочетание, и составление. Давайте попытаемся очертить круг проблем, связанных с комплексными, интегративными подходами в практике дошкольного воспитания.
Одна из важнейших проблем состоит, пожалуй, в том, что потребность в синтезе различных искусств имеет принципиальные различия у взрослого человека и у ребёнка-дошкольника. Для взрослого синтез - это сведение раздробленных знаний и чувств в единое целое. Тысячелетия понадобились для того, чтобы выделить специалистов-профессионалов, создать различные школы и направления, выстроить педагогическую систему, направленную на освоение узкоспециализированных знаний и умений. Для большинства из нас потребность в синтезе - это попытка «возвращения в детство», желание придать знакомым явлениям яркость, чувственность, новизну. Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств одновременно. Так, колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих её звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки мамы. Понадобится время, чтобы разобщить этот единый эмоциональный фон на звуки, ритмы, цвета; дать им названия, изучить их, а затем, через много лет, снова искать ни с чем несравнимое чувство целостности, гармонии, красоты в синтезе художественных явлений, который так созвучен природе самого ребёнка.
Следуя «взрослому» пониманию синтеза искусств, мы невольно оказываемся в ловушках упорядоченных знаний. Нам, например, кажется, что достаточно подобрать музыкальное произведение, в названии которого присутствует слово «зима», рассмотреть картины с одноимённым названием, и при изображении детьми зимнего пейзажа синтез искусств непременно будет достигнут, краски на рисунках детей заиграют, линии «затанцуют и запоют». Если же подобное чудо в детских работах не обнаруживается, мы склонны винить в этом саму идею синтеза : много подготовки, а толку почти никакого. Разочарованные, снова встаём на знакомые, хорошо изведанные тропки: направо пойдёшь - музыкантом станешь, налево - художником, прямо - поэтом. Послушные идут за нами безропотно, упрямые упираются, нерешительные топчутся на месте.
Нам, взрослым, сложно вернуться в то заветное место на перекрёстке дорог. Но все-таки, в последнее время в искусстве мы всё чаще стали обращаться в сторону Детства, к тому особому миру, где каждый житель ощущает себя маленькой вселенной. Здесь разум, чувства, стремления говорят на одном языке. Не в этом ли мире спрятаны сокровища, которые взрослые люди с помощью синтеза пытаются искусственно создать? Понять природу этого единства взрослому человеку помогает эмоционально-образный словарь: весёлую, радостную музыку мы определяем словами, заключающими в себе зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная); краски на картине могут казаться нам унылыми, безрадостными (в одном случае, или же кричащими вызывающими, активными - в другом. Одни линии на картине воспринимаются нами как резкие, нервные, другие придают изображению плавное, неторопливое, мягкое «звучание».
В детском же возрасте языковые границы ещё не установлены - довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, употребляют слова «тихий», «громкий». Сам по себе эмоционально-образный словарь малыша довольно беден, однако обогащение его в дошкольном возрасте не представляет больших трудностей в силу присущего каждому ребёнку синестезийного восприятия, склонности к фантазированию, к игре. Стоит лишь для описания музыки использовать изобразительный язык, например, «тусклая» и дети найдут много терминов: могут «видеть» мелодию серой, коричневой, чёрной и т. п.
Идеи синтеза искусств, столь популярные в начале прошлого века, с большим опозданием (почти в 80 лет) дошли теперь и до современной дошкольной педагогики, предлагая в работе с малышами использовать «взрослые» приемы обогащения и расширения восприятия. Но эти идеи не учитывают главного в психологии дошкольника: мир ребёнка, целостный по своей природе, не нуждается в искусственном сведении изолированных знаний. Термин «синтез искусств» может иметь право на существование в дошкольной педагогике лишь при общении педагогов между собой. Использование же этой терминологии применительно к развитию восприятия дошкольника не вполне корректно: его мирочувствование уже и так синтетично от Природы. Главное для педагога обогащать зрительные, музыкальные образы детей, развивать языковые границы, что вполне осуществимо на интегрированных занятиях, включающих в себя различные виды искусства и художественной деятельности детей: слушание музыки, стихов, художественной прозы; просмотр визуального ряда и видеоматериалов; музыкальное движение; игру на детских музыкальных инструментах; рисование. На этих занятиях детей приобщают к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства.
Дети слушают произведения неизвестных авторов XIII-XVI веков, сочинения И. -С. Баха, А. Вивальди, Й. Гайдна, В. -А. Моцарта, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова.
Достаточно широко представлена современная музыка композиторов с ярким творческим почерком : С. Слонимского, Р. Леденёва, В. Кикты, В. Агафонникова, А. Пярта и др.
Восприятие музыки на занятиях сочетается с восприятием произведений изобразительного искусства : репродукций эталонных картин И. Шишкина, М. Нестерова, И. Левитана, Г. Серебряковой, и др. ; работ современных авторов Т. Винта, А. Тышлера, И. Голикова; эскизов декораций и костюмов к оперным спектаклям В. Васнецова и И. Билибина, иллюстраций В. Конашевича и др.
Представленные детям литературные произведения также художественно значимы и очень разнообразны: это древнерусский фольклор, поэзия XIX века, современные детские авторы и др.
Взаимодействие различных видов искусства является наиболее органичным, естественным в синтетических по самой природе жанрах, таких как опера и балет. Ознакомление детей с этими жанрами на интегрированных занятиях является важнейшим средством развития музыкального восприятия, художественной культуры ребёнка и его творческих способностей.
Необходимо также расширение «культурного пространства» ребёнка – организация посещений музыкального театра, филармонических концертов, художественных музеев, ориентированных специально на детей дошкольного возраста. Посещение театра, музея или концертного зала связано с воздействием на ребёнка синтеза различных искусств : архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, художественного слова. Оно является для детей ярким культурным событием, активизирует их интерес к искусству, даёт мощный стимул творческой деятельности.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном,
человек улучшается…
От красивых образов мы перейдём
к красивым личностям.
От красивых мыслей - к красивой жизни.
К абсолютной красоте…»
Платон