Елена Варанкина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Шкатулка Феи Грамотеишны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
«Шкатулка Феи Грамотеишны»
Цель: Закрепить знания детей о звуках – гласных, согласных, упражнять детей в умении дифференцировать звуки на слух, определять первый звук в слове. Упражнять в умении точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать самостоятельно предположения, суждения, излагать свои мысли понятно для окружающих. Развивать диалогическую, монологическую речь, фонематических слух, мышление память, внимание, воображение, коммуникативные навыки. Расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков, используя игровые развивающие технологии.
Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Шкатулка Феи Грамотеишны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Обучающие :
Совершенствовать умения различать согласные и гласные.
Развивающие:
Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;
Развивать способности слухового и зрительного анализа.
Развивать фонематический слух;
Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные:
Формировать у детей умения работать в коллективе.
Воспитывать навык самостоятельной деятельности.
Демонстрационный материал: красные, синие, фишки, указка, посылка, письмо, шкатулка, монеты.
Раздаточный материал:, фишки, альбомные листы, карандаши.
Предварительная работа: разучивание физкультминутки.
Ход занятия :
Воспитатель: Ребята давайте все встанем в круг и по здороваемся со всеми!
Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй,Я!
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Давайте прочитаем, что же на ней написано? - От кого: «От Феи Грамотеишны»
Откуда: «Из страны Буквашки»!
Кому: «Ребятам старшего возраста, группы «Солнышко»
- Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда шкатулку и письмо) - шкатулка-то не простая! Волшебная! И еще письмо. «Дорогие ребята группы «Солнышко»! Пишет вам Фея Грамотеишна из страны Буквашки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок в шкатулке. Но шкатулка не обычная, волшебная. Чтобы её открыть, нужно выполнить мои задания. Мои волшебные помощники спрятали монетки с заданиями у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то у вас появится возможность открыть шкатулку. Когда откроете шкатулка вас ждет в ней сюрприз. Желаю успеха! Фея Грамотеишна»
Воспитатель: Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в шкатулке? Будем искать монетки и выполнять задания? А может схитрим и попробуем открыть шкатулку и не будем выполнять задания? Ответы детей:… Сергей, попробуй открыть шкатулку. Пробует не получается. Да, всё-таки хитрить нельзя! Нужно поступать честно. Так ребята, в конце письма загадки, отгадывайте по порядку и найдёте монетки с заданиями.
1. Загадка.
Часто я в него смотрюсь
Перед ним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (Зеркало)
Далее дети ищут зеркало, на нём монетку в котором задание.
А задание такое : поиграть в игру «Скажи наоборот»
Воспитатель: Ребята вставайте в круг, я буду бросать мяч со словом,вы должны сказать противоположное по смыслу, скажи наоборот.
Холодный – теплый, хрупкий – крепкий, мягкий-твердый, глубокий-мелкий, легкий – тяжелый, длинный – короткий,тонкий- толстый. Молодцы задание выполнили. Может попробуем открыть шкатулку ребята? Ответы детей.
2. Загадка.
Вот ещё одна загадка от Феи Грамотеишны :
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
(Дети достают монетку, она находится возле аквариума)
Вот и второе задание. Ребята садитесь на свои стульчики и поиграйте в игру «Доскажи словечко»
Фея Грамотеишна очень любит стихи. Однажды она начала вспоминать их, но… забыла слова. Давайте поможем ей!
Всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).
В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?. (Мышка).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это… (снегири).
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это… (сова).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно… (ёлки)
Воспитатель: Молодцы, справились с вторым заданием. У нас уже две монетки! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже шёл и монетку нашёл?
Дети: Муха-Цокотуха!
Физминутка: -Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания-руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища вправо и влево.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
(Дети декламируют стихотворение, выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти третью монетку, отгадаем ещё одну загадку уважаемой Феи :
3. Загадка.
Он признался ножу: - Без работы лежу.
Построгай меня, дружок, Чтобы я работать мог.
Если ты его поточишь, Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж., и любой другой пейзаж1
Дети: Это карандаш! Надо искать монетку там, где у нас лежат карандаши!
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и альбомным листом. Вам нужно будет слева написать букву «П» а справа нарисовать рисунок. На что похожа буква «П». Ребята буква «П» гласная или согласная? Почему? Ответы детей. Приступаем.
Воспитатель: Задание выполнили, молодцы! Ваше творчество мы обязательно по вешаем на стенд, чтобы порадовать ваших мам, пап, пусть порадуются вашим умениям. Ну а нам нужно дальше выполнять задания, чтобы открыть нашу волшебную шкатулку.
Воспитатель: Что же дальше приготовила для вас Фея Грамотеишна. Четвёртую монетку нам нужно найти. Ну, а где её искать, постарайтесь угадать :
4. Загадка.
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят монетку)
Воспитатель: Слушайте четвёртое задание! Это игра «Магазин». Мы пойдём в продуктовый магазин. Вам нужно будет разделиться на две команды. Команда мальчиков и команда девочек. Каждой команде я дам по корзинке, в неё вы должны будете аккуратно сложить свои продукты. Мальчикам нужно покупать только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А девочки выбирают только те продукты, в названиях которых есть звук «К» : Что вы купите? Дети называют продукты: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
После похода в магазин обсуждаем покупки. правильно ли выполнили задание.
Ребята нам осталось выполнить последнее задание Феи. Слушайте загадку:
5. Загадка.
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
( Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят монетку.)
Воспитатель: Дети, покажите как вы умеете выделять звуки из слов и давать им характеристику. Каждый из вас сейчас возьмёт карточку с картинкой. Внимательно её рассмотрите. Про себя проговорите название того, что там изображено. Потом вам нужно будет назвать и определить, гласная или согласная эта буква, каким цветом мы её выделяем. Задание понятно ребята?
Воспитатель: Молодцы, все справились. Ну что же а сейчас долгожданный момент, к которому мы так долго шли. Мы собрали все монеты. Напомните сколько их у нас? Ответы детей. Выполнили все задания! Наконец-то можем получить приз от Феи, открыв шкатулку.
Воспитатель (берёт шкатулку чтобы открыть, и видит на ней надпись) Ребята тут, на шкатулке ещё что то написано (читает) Дорогие ребята, если вы собрали все монеты, то вам необходимо произнести волшебное заклинание, для того, чтобы открыть мою шкатулку.
Шкатулка откройся, монеты у нас!
И ждём мы сюрприз от тебя в добры час!
Произносим заклинание и шкатулка открывается
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это золотые шоколадные монеты!
Воспитатель: Можно с ними и поиграть можно и чай попить! Спасибо Фее Грамотеешне! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Феи? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно выполнять любые задания!