Файруза Гизатуллина
Сенсорное развитие детей посредством дидактических пособий
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей посредством дидактических пособий
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. «Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего», — говорила Н. К. Крупская.
Публикация «Сенсорное развитие детей посредством дидактических пособий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Мелкая моторика играет большую роль в развитии детей. Чем лучше она развита, тем лучше развит ребенок. Классическая пирамидка только на вид кажется простой. На самом деле эта развивающая игрушка очень полезна для ребенка, который в процессе увлеченной игры постигает многие вещи. Приобретая ее своему малышу, вы можете быть уверены, что он будет ею играть долгое время. Особенно, если вы покажете ему новые способы для игры. Хотя не исключено, что ребенок и сам их придумает. Пирамидки бывают очень разные. Сегодня производители радуют нас большим разнообразием. Можно приобрести пластмассовую, деревянную, тканевую пирамидку. Это могут быть привычные колечки, стаканчики или геометрические фигуры. Начинать играть с пирамидкой можно с шести месяцев. Для таких малышей пирамидку надо выбирать попроще: у нее должно быть не больше пяти колец, достаточно широкий стержень, чтобы малышу до года было удобно нанизывать колечки. С года до двух игры с пирамидкой постепенно усложняются, а уже с двух это могут быть более сложные пирамидки: в виде геометрических фигур, с разной толщиной и формой стержня, с разными по виду колечками и т. д.
Чем полезны игры с пирамидкой:
• развивается мелкая моторика и координация движений;
• способствует развитию речи и логического мышления;
• отличное пособие для знакомства с цветами, фигурами, понятиями “сверху-снизу”, “больше-меньше”, “над-под”, изучения чисел.
Самое главное предназначение пирамидки – это научить ребенка нанизывать колечки в правильном порядке. Но далеко не единственное, поэтому с ней можно придумать разные игры, которые будут интересны ребенку.
Игры с пирамидкой
1. Строим башню из колечек без стержня.
2. Выкладываем дорожку из колечек. Сначала вразброс, потом можно от большего к меньшему.
3. Крутим колечки на полу “волчком” или катаем их, ставя на ребро на полу или с горки.
4. Обводим колечки на бумаге. Получившийся круг можно закрасить в цвет колечка.
5. Нанизывать колечки можно не только на стержень пирамидки. Подойдут карандаш, ленточка, палочка, принесенная с улицы.
6. Берем колечко и просим ребенка принести предметы такого же цвета.
7. Колечки от пирамидки могут быть бубликами, тарелками, блюдцами и
т. д.
8. Игра на ловкость. Кидайте колечки в корзину или коробку. 9. Собираем пирамидку с закрытыми глазами (от трех лет). 10. На стержень пирамидки можно нанизывать резинки для волос. 11. Игра «Полянка» Для игры вам понадобится несколько пирамидок. Разберите их на части. Положите в центр комнаты обруч (или нарисуйте на полу мелом круг). Это будет наша полянка. На неё будут ходить «гулять и играть» колечки. Вокруг круга снаружи разложите все колечки. Прочитайте стишок:
В лесу у речки
Жили колечки,
Дружно играли,
На полянке гуляли.
Поставьте в центр круга самое маленькое колечко и скажите: «Прибежали на полянку самые маленькие колечки. Вот такие!» и попросите ребёнка найти такие же колечки среди всех элементов. Поставьте найденные ребёнком колечки такого же размера рядом с вашим образцом. Наложите их на ваше колечко и проверьте, действительно ли размер совпадает. Когда вы соберёте все колечки нужного размера на полянке, то пусть они «поиграют» так, как придумает малыш. А потом отправим их «домой» отдыхать — за пределы круга. А на полянку придут «играть» колечки другого размера.
12. ИГРА «Что изменилось?» Выложите в ряд 3-4 колечка. Назовите с ребёнком вместе их цвет. Затем пусть малыш отвернётся, а вы уберёте одно колечко. Ему нужно догадаться, какое колечко исчезло и назвать его цвет.
Собирать пирамидку в правильном порядке малыш научиться примерно с 1,5 до 2 лет, поэтому игры выбирайте в соответствии с его возрастом – от простого к сложному.
Итак, чтобы сенсорное развитие детей проходило полноценно, необходима целенаправленная ежедневная работа по сенсорному воспитанию. Задачи по коррекции и развитию сенсорного воспитания должны осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр, труда, прогулки, что способствует обогащению чувственного опыта через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни.