Анастасия Уварова
Сенсорная интеграция и моторное планирование на занятиях с детьми с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Статья на конференцию для специалистов работающих с детьми с ОВЗ. «Сенсорная интеграция и моторное планирование
на занятиях с детьми с ОВЗ в ДОУ»
Вся наша жизнь это по сути сенсорная интеграция, удовлетворение своих сенсорных желаний и ощущений. Даже взрослым людям необходимо периодически перезагружать или обновлять свои сенсорные ощущения (поездка на море, копание в земле, посадка растений, прогулка в цветущем саду, а уж детям и тем более.
Публикация «Сенсорная интеграция и моторное планирование на занятиях с детьми с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2023
В этом учебном году у нас в группе появилось много детей с РАС, а у этих ребят особенно сильно проявляется нехватка сенсорных ощущений и сенсорный голод. Именно поэтому я с интересом углубилась в изучение данной темы, на мой взгляд именно подключение сенсорики может помочь таким детям хотя бы немного скомпенсировать их основное нарушение.
Сенсорная интеграция - это своего рода упорядочивание ощущений, которые потом можно будет использовать для развития мышления, воображения, восприятия, памяти итд. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Сенсорная интеграция, необходима всем людям, только мы с вами получили её ещё в детстве, когда играли в песок, бегали босиком по траве итд. Мы успели насытиться ощущениями и наш мозг напитался ими, а у современных детей не всегда есть такая возможность. А если же говорить о детях с ОВЗ, то они и физически не могут набрать нужных ощущений, и их мозг работает не совсем так как положено, он не всегда может верно обработать все полученные от тела ощущения. А ведь без этого восприятия мы не сможем двигаться, говорить, играть итд,
Этот метод был впервые разработан трудотерапевтом из Калифорнии, и опробован на детях и взрослых с неврологическими нарушениями. Результаты были отличные и поэтому этот метод стал очень популярен.
Если самого ребёнка спросить о занятии сенсорной интеграцией - что ты делал, он ответит - Играл и было интересно. По сути сенсорная интеграция это, конечно игра, но чётко структурированная, выстроенная по правилам и направленная на развитие определённых участков мозга.
В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (ходят в обуви, одежде, ездят на машине). Мы сами часто, не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер. Поэтому, для улучшения сенсорного развития всех детей, а особенно детей с ОВЗ, необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорной интеграции в детском саду.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции.
1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми;
2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
3. Расстройства мышечного тонуса
4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)
5. Двигательная неуклюжесть
6. Трудности в концентрации, импульсивность
7. Быстрая утомляемость
8. Отказ от социальных контактов
9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении
10. Слабая организация поведения, отсутствие моторного и речевого планирования
Не открою секрета, если скажу, что для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько связей просто выпадает. Многие специалисты отмечают, что эмоционально-волевые нарушения в поведении также часто оказываются связаны с пониженной или повышенной кожной чувствительностью, то есть по сути с нарушением чувствительности.
К играм на развитие сенсорики относятся :
- Игры с песком.
- Игры с крупами (это универсальное средство, у каждой крупы разная текстура, разный цвет, разный запах)
- Игры с фитболом.
- Игры с нейроскакалкой
- игры на движущейся платформе
- игры на качелях
итд.