Ольга Тельнова
Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Технология по использованию метода проектов.
«Семья-это…, когда все вместе…, мама, папа и я» (или приключение маленького Мамонтенка)»
Учитель - дефектолог Тельнова Ольга Степановна
Цель:
• Учить решать интеллектуальные и личностные задачи.
• Находить способы решения в создавшейся ситуации, опираясь на знания
и опыт, полученные в процессе совместной подготовительной деятельности
детей и взрослых.
• Научить создавать конструкции по замыслу и по схеме, самостоятельно подбирать необходимые детали.
Задачи:
1. Обучающие
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа дефектолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
• Формировать целостные представления о мире (людях, природе, животных);
• Расширять кругозор детей;
• Приобщать к правилам безопасного поведения для человека и окружающего мира природы; к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
• Формировать элементарные математические представления.
2. Коррекционно - развивающие
Развивать:
• познавательную и продуктивную (конструктивную) деятельность;
• слухоречевое и зрительное восприятие, внимание, память, пространственные ориентировки;
• мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи, все компоненты речи, воображение, детское творчество;
• тактильное восприятие и мелкую моторику;
• игровую деятельность;
• свободное общение со взрослыми и детьми.
• конструктивный праксис.
3. Воспитательные
• Умение договариваться о совместной деятельности и взаимодействовать в процессе этой деятельности, оказывать друг другу внимание и помощь.
Эмоционально реагировать на музыкальные паузы и игры.
Реализуемые образовательные области:
1. Социально – коммуникативное развитие;
2. Художественно – эстетическое развитие;
3. Физическое развитие;
4. Речевое развитие;
5. Познавательное развитие.
Оборудование:
• ЛЕГО-конструкторы института новых технологий:
1. Дочки-матери DUPLO
2. Дикие животные жарких и холодных стран DUPLO
3. Динозавры DUPLO
4. Набор мягких кирпичей разной жесткости Компримо
5. Строительные кирпичики LEGO
• Тактильные доски (большие)
• Стратегическая игра «Гонщик» (напольная)
• Крупный строительный материал «Радуга» Альма
• Лента-гусеница Альма
• Игровой лабиринт (поролоновый) Альма
• Игрушка «Мамонтенок»
• Индивидуальные фотоальбомы
• Заготовки рисунков со скрытыми элементами «животные жарких стран»
• Цветные карандаши, мелки, краски
• Аудио- и видеоцентр
• Подборка музыкальных произведений Жан Мишель Жарр Equinoxe part 3
• Песня Мамонтенка В. Шаинского из м/ф «Мама для мамонтенка»
• Музыкальная игра Е. Телечевой: «Самолеты»
• К импровизированному танецу: «Мама», слова и музыка М. Куликовой (аудиозапись)
• Детская книжка: «Сказка про маму» С. Прокофьевой
• Загадки о животных севера (см. приложение)
• Подборка м/ф: «Ледниковый период части 1-3», «Умка», «38 попугаев», «Пингвиненок Лоло», «Мама для мамонтенка».
Этапы формирования совместной деятельности:
1. Просмотр м/ф:
• «Умка»
• «38 попугаев»
• «Ледниковый период части 1-3»
• «Пингвиненок Лоло»
• «Мама для Мамонтенка»
2. Прослушивание и разучивание песенки Мамонтенка.
3. Знакомство с географической картой.
4. Чтение детских книжек: «Сказка про маму».
5. Беседа о семье.
6. Создание и оформление фотоальбомов о семье.
7. Предложить родителям посетить зоологический музей совместно с детьми.
8. Проигрывание музыкальной игры «Самолеты».
9. Разучивание элементов танца «Мама».
10. Формирование элементарных математических представлений (счет и цифры от 1 до 10; ориентировка в пространстве (верх, низ, право, лево); ориентирование по схеме (географическая карта).
11. Организация игровых действий с конструктором ЛЕГО и другими конструкторами по желанию и выбору детей.
Срок реализации: Краткосрочный – до 1 месяца.
Состав участников: Групповой. Планируемые результаты: формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрытие его индивидуальности, реализация интересов и потребностей, личностное развитие ребёнка.
Ход совместной деятельности.
1) Обратить внимание детей на фотографии, расположенные на стенде. Каждый ребенок узнает на них себя и своих родных.
2) Краткая беседа о том, кто на фотографиях (мама, папа, ребенок, дедушка, бабушка, брат, сестра; кем они являются друг другу; как назвать одним словом). Подводим итог.
Игровые действия с оборудованием: ЛЕГО «Дочки-матери»
3) В это время раздается плач из игрового уголка, где появилась
недавно новая игрушка-Мамонтенок.
4) Диалог с Мамонтенком
- Почему ты плачешь?
- Услышал слово «мама», и мне тоже захотелось найти свою маму.
Только я не знаю как она выглядит и где она живет.
5) Вопрос к детям: «Что будем делать? Как можно помочь Мамонтенку?»
6) Предположительные ответы детей:
• Написать объявление, что Мамонтенок ищет свою маму. (Но у нас нет примет его мамы)
• Расклеить фотографии и объявление о том, что он потерялся. (Но пройдет много времени прежде, чем это фотография попадет к маме Мамонтенка)
• Можно отправиться на поиски мамы Мамонтенка.
7) Решение отправиться в путь. Но куда? (работа с географической картой; беседа о том, где можно встретить животных, похожих на Мамонтенка: в северных или южных странах)
8) Определение маршрута с помощью напольной доски «Гонщик» (дети работают по 4 человека одновременно: 2 человека говорят как надо передвигать шары, 2 их передвигают, ориентируясь на схему). После выполнения работы детьми, взрослый делает пометки на карте, и все вместе принимают решение отправится на Север на самолете.
9) Строительство самолета из крупного строительного материала «Радуга» Альма.
10) Музыкальная игра: «Самолеты».
11) Рассаживание детей по местам в самолете. Во время полета звучит музыка.
12) Прибытие на Север. Высадка из самолета, осмотр местности, но никого не видно. Чтобы увидеть, надо отгадать загадки (см. Приложение 1).
13) Обращаем внимание детей на животных, которые живут на Северном полюсе. Но звери без детенышей. Нужно помочь найти их. Игра с конструктором «Дикие животные Севера DUPLO».
14) Обыгрывание ситуации поиска мамы для Мамонтенка.
15) Обсуждение с детьми на кого из зверей Севера похож Мамонтенок (ни на кого)
16) Принятие решения искать маму для Мамонтенка в южных странах. Строим плот из специального материала, который не тонет в воде (набор мягких кирпичей Компримо). Подбор кирпичиков по твердости – мягкости.
17) Во время путешествия слушание и подпевание песенки Мамонтенка.
18) На берегу Африки находим на песке следы животных, которые спрятались в зарослях джунглей. Надо их найти (работа с заготовками рисунков со скрытыми элементами «Животные жарких стран»).
19) Животные «выходят из джунглей» (использование конструктора «Дикие животные жарких стран DUPLO»).
20) Обыгрывание ситуации поиска мамы для Мамонтенка. Одно из животных (слониха) похоже на Мамонтенка, но это не его мама.
21) Беседа о том, что много лет назад на Земле жили животные, похожие на слонов, но у них была длинная шерсть, как у Мамонтенка, и надо их искать в «Затерянных мирах». Как туда попасть?
22) Обращаем внимание детей на плиты-карточки, которые находим на одной из полян. Работа с тактильными досками (большими, на которых стоит порядковый номер – это ключ в «Затерянный мир») (надо выбрать себе доску, внимательно изучить ее, зрительно и тактильно, найти ее место в ряду в соответствии с указанной цифрой, а затем по памяти повторить рисунок на поверхности с кварцевым песком. Правильно выполненная работа ребенка «открывает дверь в «Затерянный мир»». Во время работы звучит композиция Жана Мишеля Жарра Equinoxe part 3.
23) «Проход в «Затерянный мир»» - игровой лабиринт (поролоновый) Альма.
24) В «Затерянном мире» произошло землетрясение и все оказалось разрушенным. Как можно помочь обитателям «Затерянного мира»? (по возможности восстановить среду обитания). Работа с конструктором «Динозавры DUPLO», «Строительные кирпичики LEGO».
25) Здесь Мамонтенок находит свою маму и остается с ней.
26) Импровизированный танец «Мама».
27) Обыгрывание ситуации прощания с обитателями «Затерянного мира»
28) Дети «возвращаются домой» с помощью «Колеса времени». Использование ленты из полимерной ткани «Лента-гусеница Альма».
29) После «путешествия» предложить детям выполнить рисунки по впечатлениям от приключений и создать альбом или книжку: «Путешествие Мамонтенка и его друзей».