Антонина Калязина
Консультация для родителей «Семейное чтение»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №50 Приморского района Санкт-Петербурга
«Семейное чтение»
«Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».
К. Д. Ушинский
Санкт-Петербург 2021 год
Десять причин начать читать дома в семье
Темочки:
По мнению психологов, привить любовь к книге и чтению можно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что, основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка
Чтение успокаивает и дарит чувство комфорта. Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребенком, любовь к книгам становится еще одним объединяющим фактором. Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите
Чтение для детей приучает к самостоятельному изучению книг, делает из них читателей в будущем
Детские книги будут интересны и взрослым
Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию
Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь
Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать, различать реальность и вымысел
До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать вас волшебниками, создающими магию из слов
Чтение вслух способствует развитию мышления, воображения и внимания у вашего ребенка
Если читать ребенку на ночь добрую сказку, он быстрее засыпает, а сон становится более крепким и здоровым
Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком
Как приобщить детей к чтению?
Книга – это воспитатель человеческих душ.
Социологи и психологи всего мира утверждают, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность. Что, как и когда мы можем сделать для детей по привлечению к их чтению? Для того чтобы грамотно руководить процессом приобщения детей к чтению, предлагаем наши советы:
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у ребенка отношение к чтению как к удовольствию: цитируйте строки прочитанных книг, делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения (смейтесь, удивляйтесь) и т. п. Нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером.
Наглядно демонстрируйте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. В семье должна быть домашняя библиотека.
Читайте ребенку вслух ежедневно. Подключайте к чтению всех членов семьи. Выделите дома специальное место для чтения и хранения детских книг.
Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.
Поощряйте попытки самостоятельного чтения книг ребенком (даже его имитацию: чтение наизусть с одновременным переворачиванием страниц в нужном месте).
Не прекращайте чтение вслух тогда, когда ваш ребенок научится читать достаточно бегло. Читать ему все равно еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, а скучное занятие отвращает. Чтение вслух сближает взрослых и детей, ребенок может о чем-то спросить, выразить свои впечатления, возникшие после прочитанного.
Посетите с ребенком библиотеку и научите пользоваться ее фондами. Регулярно посещайте библиотеку в дальнейшем.
Предоставьте ребенку возможность самому выбирать книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. д.) по интересующей его тематике.
Во время поездки (на поезде, в машине, самолете) предлагайте ребенку видео- и аудиозаписи знакомых литературных произведений.
После просмотра мультфильма или художественного фильма предложите ребенку прочитать книгу, по мотивам которой он был написан.
Воспитывайте бережное отношение к книгам, учите ребенка правилам обращения с ними: не брать грязными руками, не перегибать книгу, не класть в нее карандаши, ручки и другие предметы – от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы, хранить в специально отведенном месте.
Как выбрать книгу для чтения детям?
При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:
Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение нодо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметов реалистичны.
Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраст читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.
Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера остановились?». Обязательно пользуйтесь закладкой.
Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворение.
Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.
Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говориться.
Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.
Когда ваш ребенок подрастет, у него должны появиться книги о птицах, животных, детях своей эпохи, с которыми он мог бы себя отождествлять.
"Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
В. А. Сухомлинский