Наталья Прус
«Щекотка» — моя педагогическая находка». Эффективные технологии и методы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Эффективные технологии и методы работы по оказанию коррекционно-педагогической поддержки детей с ОВЗ и их семей.
С этой темой я победила в конкурсе эссе. Надеюсь, что мой опыт будет интересен.
«Щекотка» – моя педагогическая находка».
Я в веселье мастерица
И в профессии находкой для меня стала …. щекотка.
Коррекционный детский сад,
Детки с ОВЗ у нас.
Как контакт установить?
Интерес в них пробудить?
Контакт тактильный, обращенЬе,
Улыбка, звуки и движенЬе.
Если смеется малыш до упаду,
Публикация «„Щекотка“ — моя педагогическая находка“, Эффективные технологии и методы коррекционной работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Тебе доверяет - вот это награда!
Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Существуют различные формы ДЦП и различные степени тяжести.
Моими подопечными была группа детей из семи человек от трех лет и старше. Основной диагноз, конечно, ДЦП. И сопутствующие заболевания – это нарушения интеллекта, зрения, судорожный синдром. У всех детей этой группы отсутствует речь.
Занятия проводились по 3,5 часа по индивидуальному графику. С некоторыми детьми я занималась без помощи родителей. С другими детьми, учитывая их диагноз, присутствие родителей было необходимо. Например, если в диагнозе имелся судорожный синдром (эпилепсия, то мамочка ребенка оставалась всегда рядом.
Развитие детей не соответствовало их паспортному возрасту. Все они демонстрировали поведение более раннего развития.
Эмоциональное, социальное, физическое и моторно-двигательное, сенсорное, познавательное, речевое и коммуникативное развитие находились на более ранних этапах развития.
И это развитие идет очень маленькими, почти незаметными шажками.
Исходя из описанной типологии детей, работа с ними должна быть коррекционно-развивающая, специфичная для того возраста, который демонстрирует ребенок.
Поэтому я старалась «провоцировать» развитие детей доступным для их восприятия способом.
Самым первым ключом в достижении моих развивающих занятий стала «щекотка».
Под «щекоткой» подразумевается тактильный контакт (прикосновение, поглаживание, массаж пальчиков и ладошек, щекотка).
«Веселое сердце-как врачевство. А унылый дух сушит кости».
(народная мудрость)
Подарить здоровье ребенку – не в моих силах. Но подарить ему смех – да!
Чего я добилась своей находкой?
1. Установила контакт.
Дети очень насторожены, прежде чем подпустить к себе. Юлина мама предупредила в первый день нашего знакомства, что дочь не подпускает к себе никого, кроме членов семьи. У меня не было шанса на ошибку. Я должна была понравиться ей с первого раза. Во время разговора с мамой, не глядя на Юлю, я стала щекотать ей ручки, пяточки. Оказалось, что малышка больше всего любит прикосновения. Маленькая победа!
2. Заинтересовала.
У детей с особенностями развития внимание и интерес неустойчивы. Чтобы добиться концентрации внимания, нужно очень постараться.
Егора привозят на занятия в инвалидном кресле. Он практически обездвижен. Из всех игрушек в группе Егор предпочитает куклу-петрушку. Петрушка может делать чудеса, он дурачится и веселится, щекочет! Мальчик безудержно смеется, старается выполнять все, что предлагает кукла. Время занятия проходит незаметно и продуктивно.
3. Сделала мир чуточку радостнее.
Счастлива мама - счастлив малыш. Постоянно слышу рассказы мамочек, что их дети-инвалиды оказываются изгоями в тех местах, где они должны быть приняты. Это на детских площадках, в песочницах. Очень больно слышать, когда родители здоровых детей говорят: «Отойди от этого ненормального!» Моя работа, как специального педагога-психолога, помочь в преодолении чувства отверженности у мамы. Показать, что ее ребенок тоже может, что он развивается. Пусть не совсем так, как ожидалось. Ведь когда мама спокойна, уравновешена, довольна, тогда и ребенку комфортно.
Практика показывает, что родители более оптимистично принимают психолого-педагогическую коррекцию, нежели рекомендации относительно медикаметозного лечения.
Я убедилась на собственном опыте, насколько это психотерапевтично для родителей, когда с их детьми занимаются психологи, дефектологи, логопеды. Родители радуются, когда их детям не отказывают в коллективе сверстников.
4. Получила отклик, обратную связь.
Сева почти не видит, плохо ходит, на контакт не идет, говорит только слово «да» (если ему нравится что-то). Но чаще всего в его поведении аффективные проявления. Как я нивелировала негативизм и агрессию? Применила свою находку – стала щекотать Севу, петь ему песенки, подкидывать в воздух, тормошить. В итоге, когда мама спрашивает сынишку: «Ты пойдешь на занятие?», слышит заветное «Да!». Опять победа!
В вИдении своей работы, в том, как я вижу цель всей этой деятельности с данными детьми, я придерживаюсь мысли, которую сейчас зачитаю вам.
«Каждый особый ребенок – уникальный индивидуум, и именно так к нему и следует относиться. Думайте не о диагнозе, а о ребенке. Помощь, которая ему оказывается, образование, которое он получает, должны определяться не диагнозом, а только возможностями и потребностями ребенка» (Сара Ньюмен)
Конечно же, веселье и щекотка не единственное занятие. Это всего лишь первый этап, возможность завладеть вниманием ребенка.
Но, когда вы завладели его вниманием, вы можете вкладывать знания, прививать умения, развивать ребенка.
Ч то самое главное в моей работе? Обучение, образование – да!
Но еще важнее - регулярная эмоциональная и психологическая помощь маме и ребенку.
Инициативные обращения, улыбка, звуки, движение – значит, ты понравился, значит есть контакт, тебя приняли, слышат и усваивают знания, которые ты стараешься дать.
Нужно верить и доверять детям. Верить в ребенка, что он сможет! Нужно беречь детей. Беречь от лени, неверия в силы, от равнодушия! С шутками-прибаутками, с улыбкой на лице у нас получится гораздо больше!
Вот основная философия моей работы.
Хохочущий, смеющийся, веселый, радостный, а значит, открытый, доверяющий тебе малыш – вот это достижение, это награда!
.