Татьяна Скрягина
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа
Тема: Насекомые
Цель: Знакомить детей с насекомыми, учить выделять их среди других живых организмов; формировать опыт самостоятельного преодоления за-труднения под руководством воспитателя; развивать умение пользоваться схемами и применять их в поисковой деятельности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Сценарии праздников, развлечений, досугов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Дидактические материалы: плакаты «Звери», «Птицы», «Насекомые»; фотографии с изображением различных живых организмов, включая насе-комых; наглядный и раздаточный материал «Схема-модель для определе-ния насекомых»; раздаточный материал для игры «Найди и раскрась насекомое».
Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная деятельность направлена на ознакомление детей с насекомыми, их внеш-ним видом. Дети учатся пользоваться схемой-моделью, с ее помощью определять насекомых среди других живых организмов. На протяжении всего занятия дети работают в подгруппах, парами, используя взаимопро-верки. Все цели реализуются через игровые ситуации. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей 5-6лет.
Ход образовательной ситуации:
Логическая основа образовательной ситуации
Основная образовательная цель: научить детей пользоваться схемой-моделью «Насекомые» и уметь самостоятельно применять ее в определе-нии насекомых среди других живых организмов.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать: зна-ние о группах животных: звери, птицы, насекомые; названия некоторых насекомых, части тела насекомых, умение работать в паре при взаимопро-верке.
Причина затруднения: дети не знают признаки насекомых, не умеют их (насекомых) выделять среди других живых организмов.
Цель деятельности детей по преодолению затруднения: помочь Маше разобрать фотографии и распределить их по группам (звери, птицы, насе-комые).
Новое знание = детское открытие: насекомые – это группа живых орга-низмов, имеющие определенные признаки; умение по схеме-модели опре-делять насекомых среди других живых организмов.
Включение нового знания в систему знаний: игра «Найди и раскрась насекомое» (дети, используя умение работать со схемой, находят насеко-мых среди других живых организмов)
I этап. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую де-ятельность.
(дети сидят на коврике рядом с воспитателем)
Восп: Ребята, вы любите ходить в гости? (Да) А принимать гостей вам нравится? (Да) Тогда принимайте нашу гостью! К нам пришла выпускни-ца садика, наша давняя знакомая Маша (заходит Маша, частая гостья нашей группы).
Восп: Здравствуй, Маша! Как твои дела?
Маша: Здравствуйте! Я пришла к вам не с пустыми руками! (у Маши в руках фотоальбом и пачка фотографий).
- Этим летом я отдыхала у бабушки в деревне и увлеклась фотографией. Эти фотоснимки (Маша показывает пачку в руках) – результат моей рабо-ты. Я снимала объекты живой природы: зверей, птиц, насекомых… Этих снимков очень много и я решила попросить вас помочь мне разобрать эти фото на группы. Тогда в моем фотоальбоме будет порядок!
Восп: Ребята, поможем Маше? Хотите помочь? Сможете?
Детская цель: Помочь Маше разобрать фотографии и распределить их по группам (звери, птицы, насекомые).
II этап. Актуализация
Дидактическая задача: 1. Распределить фотографии с живыми объектами природы на группы (звери, птицы, насекомые)
2. Актуализировать у детей знания о насекомых, их внешнем виде.
- Ребята, а как можно помочь Маше? ( ответы детей: можно разложить в одну стопку фото со зверями, в другую стопку – фото с птицами, а что останется, то и будет фото с насекомыми).
- А вы помните признаки птиц и зверей? ( ответы детей: тело птиц покры-то перьями, а тело зверей – шерстью)
- Хорошо, давайте попробуем!
Задание для детей:
У каждого на столе лежат фото, которые принесла Маша, с разными объ-ектами природы. Разделите все фото на 3 группы (звери, птицы, насеко-мые, работая парами. (после выполнения задания ребята осуществляют взаимопроверку)
III этап. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать затруднение, фиксировать его в речи детей.
Оказывается, не все дети справились с этим заданием. Возникает затрудне-ние.
- Ребята, почему некоторые не справились с распределением фото на груп-пы? (воспитатель заслушивает ответы детей)
Ответы детей:
- Мы не знаем, как выглядят насекомые.
- Они все такие разные, а называются одинаково – насекомые.
IV этап. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи: 1) Выбрать метод решения затруднения. 2) Освоить умение понимать схему-модель «Насекомые». 3) Формировать представление детей об использовании схемы-модели для нахождения насекомых среди других живых организмов.
- Ребята, что же будем делать? ( предложения детей: можно спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедии, узнать или придумать план опре-деления насекомых) - Правильно, ребята, существует такой план или схема-модель определе-ния любых живых организмов, в том числе и насекомых. Вот она! (воспитатель показывает и разбирает с детьми схему-модель «Насеко-мые» : 3 пары ног, усики, 3 части тела (голова, грудь, брюшко)
3 пары ног
(рисунок) усики
(рисунок)
3 части тела
(рисунок)
- Ребята, на этой схеме изображены признаки насекомых :
1-й признак – только у насекомых 3 пары ног;
2-й признак – наличие усиков;
3-й признак – тело делится на 3 части (голова, грудь, брюшко).
Вывод: если вам надо найти среди множества живых организмов насеко-мое, должны совпасть (то есть присутствовать) все 3 признака насекомых, тогда рассматриваемый объект – насекомое.
V этап. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактическая задача: закрепить умение пользоваться схемой-моделью для определения насекомых среди других живых организмов.
- А теперь проверьте себя по схеме, правильно ли вы отобрали фото с насекомыми…
- Как вы будете это делать? С чего начнете? ( ответы детей: мы проверим наличие 3-х признаков насекомых, используя схему-модель)
- Правильно, приступайте к работе! (самостоятельная работа со схемой по определению насекомых, взаимопроверка, обсуждение с воспитателем)
Физминутка на тему «Насекомые»
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.
Прилетели на лужок бабочки и пчелы.
Дружно сели все в кружок с песенкой веселой.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.
Там паук расставил сети, комары зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете, чем о пчелках и жуках!
- Теперь вы немного отдохнули и ясно представляете, кто такие насекомые и чем они отличаются от других живых организмов!
- Ну тогда вы сможете справиться со следующим заданием в игре «Найди и раскрась насекомое», где надо отделить насекомых от других живых ор-ганизмов, используя известную вам схему-модель «Насекомые»
Игра «Найди и раскрась насекомое»
Детям раздаются листочки с картинками четырех живых объектов. Поль-зуясь схемой-моделью «Насекомые», дети находят и раскрашивают кар-тинку с насекомым.
- Ребята, а как вы узнаете, что выполнили задание правильно? ( ответы детей: сравним со схемой-моделью «Насекомые»)
VI этап. Осмысление
Дидактическая задача: фиксировать достижение «детской» цели вос-становить в памяти детей знания, позволившие достигнуть этой цели.
- Правильно, ребята, молодцы!
- Что полезного сегодня мы с вами сделали? (помогали Маше распреде-лить фото с живыми объектами природы на группы)
- Вам удалось это сделать? (да)
- Каким образом? (мы опирались на знания основных признаков зверей и птиц, а также научились работать по схеме, определяя насекомых)
- Почему вам это удалось? (мы были внимательны, очень старались, научились пользоваться схемой-моделью для определения насекомых)
- Молодцы!