Татьяна Скрягина
Составление рассказа по картине «Не боимся мороза». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа по картине
Образовательная область: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: дошкольная группа девочек (6-7 лет)
Тема: «Составление рассказа по картине "Не боимся мороза»
Основные цели: тренинг уровня сформированности умения составления творческого рассказа по сюжетной картине.
Образовательные задачи.
1. Закрепить
• умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы.
Публикация «Составление рассказа по картине „Не боимся мороза“, Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „ситуация“» размещена в разделах
- Зима
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
2. Тренировать умение
• составлять творческий рассказ по сюжетной картине.
3. Формировать
• опыт самостоятельного преодоления затруднения в играх;
• умение правильного построения речевого высказывания;
• способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содействовать развитию:
• умения выражать свои мысли;
• умения устанавливать причинно-следственные связи;
• умения различать реальную и условную ситуации;
• умения самоконтроля и самооценки.
Воспитательные задачи.
• Создать условия для формирования
навыков взаимодействия со сверстниками,
сотрудничества, активности,
положительного отношения к своим подругам.
• Способствовать формированию у детей
умения следовать социальным нормам и правилам,
способности договариваться,
выбирать себе участников по совместной деятельности,
умения адекватно проявлять свои чувства.
Дидактические материалы:
Демонстрационный материал:
• картина" Не боимся мороза" к программе Ушаковой О. С.,
• письмо в конверте 15х21 см,
• модели для анализа рассказа по картине,
• кружки (Д=3 см) с цифрами 1, 2, 3, 4,
• волшебная лесенка (30х40 см).
Раздаточный материал:
• лист бумаги формата А4,
• снежинки (7х7 см,10 шт.)
Оборудование: магнитная доска, ковер, 2 мольберта, песочные часы (3 мин., указка, сотовый телефон, детский стол, 2 стула.
Краткая аннотация к работе:
• Дети составляли описательные и творческие рассказы по сюжетным картинам.
• У детей сформированы знания о временах года, признаках зимы.
• Дети пытаются оценивать рассказы девочек.
• Учатся
оценивать свои поделки,
самооценке,
самоанализу.
• Дети имеют представление о континенте Африка, стране Египте и столице Египта городе Каире.
Ход образовательной ситуации:
I. Введение в ситуацию
Цель: создание интересной мотивации к игровой и тренировочной деятельности.
- Девочки, у нас сегодня гости. Пожалуйста, подойдите к ним, познакомьтесь, расскажите, чем вы любите заниматься.
Девочки подходят к гостям, общаются.
- Как приятно, что у вас появились новые друзья! Мы очень рады видеть наших дорогих гостей!
- Девочки, подойдите ко мне. Скажите, какое сейчас время года? (Зима. (Сейчас время года зима.)
- Как вы догадались? (На деревьях, домах, на земле снег.) (На улице морозно, холодно.) (На улице метель.) (Деревья стоят голые. (Остались только зимующие птицы. (Я думаю, что сейчас зима, потому чтолюди тепло одеты.)
- За что вы любите зиму (Я люблю зиму, потому что можно кататься на санках, ледянках. (Я люблю зиму, потому что зимой можно лепить снеговика, играть в снежки.)
- Как вы думаете, везде на Земле бывает такая же зима как у нас? (Нет.) (Не везде такая зима.)
- Где не бывает зимы как у нас в России (Не бывает такой зимы как у нас в Австралии, в Америке, в Африке.)
- К нам в детский сад пришло письмо.
- Как вы думаете от кого? (Не знаем. (Здесь что -то написано.)
Воспитатель показывает письмо, на котором нарисованы пирамиды и написано: «Кому: девочкам 7 группы. От кого: Египет, город Каир, от Ези и Золы".
Девочки читают. «Кому: девочкам 7 группы. От кого: Египет, город Каир, от Ези и Золы".
- Так от кого же мы получили письмо? (От Ези и Золы.) (Мы получили письмо от Ези и Золы.)
- Интересно, что девочки нам написали! Хотите прочитаю (Да.)
Воспитатель читает письмо.
- Здравствуйте, девочки! Пишут вам Ези и Зола. Мы живем в Каире. Знаем, что сейчас в России зима. Но мы, к сожалению, никогда не видели русской зимы. Расскажите, пожалуйста, нам о вашей зиме, о детских забавах. А мы расскажем своим подружкам.
- Девочки, что же вам надосделать? (Надо рассказать девочкам из Каира о зиме. (Я думаю, надо послать им письмо с рассказом о зиме.)
- А вы сможете рассказать о зиме? (Да. (Мы сможем рассказать о зиме.)
- Почему вы так решили? (Мы сможем рассказать о зиме, потому что мы уже составляли рассказы о зиме. (Я думаю, что мы сможем рассказать о зиме и зимних забавах, потому что мы читали книги о зиме.)
-Я правильно поняла, вы хотитерассказать девочкам Африки о зиме (Да, мы хотим. (Да, мы хотим рассказать девочкам из Каира о зиме и послать письмо.)
-Почему вы хотите рассказать им о зиме (Мы хотим рассказать им о зиме, потому что они ее не видели.) (Мы хотим рассказать о зиме, потому что девочки нас об этом попросили.)
- Что вам может помочь в составлении рассказа? (Нам может помочь план. (Я думаю, что в составлении рассказа может помочь картина. (Наблюдение в окно.) (Наблюдения на прогулке.)
Переходят к картине вместе с воспитателем.
II. Игровая деятельность
Цель:упражнение в составлении творческого рассказа по сюжетной картине.
- Сегодня нам поможет картина. Подходите к ней.
Воспитатель показывает девочкам картину к пособию Ушаковой О. С. "Не боимся мороза".
В течение 10 секунд дети рассматривают картину.
- Как вы думаете, эта картина может подойти для составления рассказа о зиме и зимних забавах? (Да. (Я думаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме и зимних забавах.)
- Все так думают (Да.)
- Почему вы так решили? (Я думаю, что на картине нарисована зима. (Я считаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме, потому что идет снег, все деревья в снегу. (Я считаю, что эта картина подходит для составления рассказа о зиме, потому что девочки тепло одеты.)
- Ольга, почему ты так решила? (Я считаю, что на картине нарисована зима, потому что дети тепло одеты, на них теплые пальто и шапки с мехом, валенки, рукавицы.)
- Почему ты согласилась с Олиным решением (Я думаю, что на картине нарисована зима, потому что девочка катается на санках с горки.)
- Предлагаю вам рассказать о том, что вы видите на картине с помощью вот этого листа бумаги.
На столике лежит лист бумаги формата А 4.
1. Игра с «подзорной трубой»
Дидактические задачи:учить детей выделять объекты, изображенные на картине.
- Что можно сделать из листа бумаги, чтобы рассмотреть объекты на картине? (Я думаю, что из листа бумаги можно сделать подзорную трубу.)
- Сделайте себе подзорную трубу.
Одна из девочек делает подзорную трубу.
- Наведите глазок подзорной трубы на один объект на картине и назовите его. Будем говорить по цепочке. (Я вижу девочку в розовомпальто.) (Я вижу девочку в фиолетовом пальто. (Я вижу девочку в зеленом пальто.) (Я вижу санки.) (Я вижу плюшевого медведя.) (Я вижу ворону.) (Я вижу ель.)
(Я вижу снежинку.)
-Умницы! Вы смогли рассмотреть отдельные объекты картины при помощи подзорной трубы. Отложите её в сторону, на стол.
2. Игра "Кто о чем говорит?"
Дидактические задачи:учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.
- А сейчас очень важное задание. Давайте доверим трем девочкам придумать имена нашим героям.
- Оля, как ты назовешь девочку в розовом пальто (Вера.)
- Даша, а ты какое имя придумала девочке в фиолетовом пальто? (Маша.)
- А ты, Катя? (Катя.)
- А теперь вам предстоиточень сложная задача -попробовать себя в роли рассказчиц. Для выполнения этого задания вам понадобится напарница. Найдите себе пару.
Девочки находят себе пару.
- У вас получился литературный дуэт. Я буду в роли редактора. Получите творческое задание.
-Вашей паре нужно составить рассказ по заданию №1. О чем разговаривают Маша и Катя? Составьте диалог от лица героев. Договоритесь, кто будет Маша, а кто Катя. Присаживайтесь на ковер.
Воспитатель ставит кружок с цифрой 1около изображения Маши и Кати на картине.
-Вашей паре задание № 2: составить рассказ, о чем думает Вера.
Воспитатель ставит кружок с цифрой 2 около изображения Веры на картине.
-Ваше задание под цифрой 3: о чем размышляет медведь.
Воспитатель ставит кружок с цифрой 3около изображения медведя на картине.
-Ваше задание № 4: о чем задумалась ворона.
Воспитатель ставит кружок с цифрой 4около изображения вороны на картине.
- Составьте рассказ и договоритесь, кто начинает, а кто заканчивает. Для работы вам отводится 3 минуты.
Воспитатель ставит песочные часы на столик. Девочки составляют рассказы.
-Чья пара готова, поднимите руки.
- Интересно, о чем разговаривают Маша и Катя. ( Маша: "Давай построим домик из снега?" Катя: "Давай!" Маша: " Что у нас будет в домике?" Катя: " Я предлагаю сделать кроватку, стол и кресла".)
-Какой интересный диалог! Порадуйтесь за девочек!
Воспитатель и девочки аплодируют.
- Послушайте, о чем думает Вера. ("Какой замечательный морозный денек!Сейчас скачусь еще разочек с горки и пойду играть к подружкам".)
- Как ярко и образно! Спасибо!
Воспитатель и девочки аплодируют.
- Любопытно, о чем размышляет медведь. ("Как хорошо зимой на улице! Здорово, что можно покататься с горки. Девочки сейчас мне ее построят!")
- Великолепно! Какие интересные мысли у медведя!
Воспитатель и девочки аплодируют.
- Послушаем, о чем же задумалась ворона. ("Как весело играют девочки! Может и мне с ними поиграть? Буду бросать им по ягодке. ")
- Какие удивительные мысли у вороны!Может действительно вороны так думают, глядя на девочек.
Воспитатель и девочки аплодируют.
- Умницы, девочки, ваши рассказы получились очень интересные, как хорошо вы умеете договариваться в парах.
3. Игра" Что было, что будет"
Дидактические задачи:учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
- Посмотрите внимательно на подружек. Как вы думаете, что было с ними до того, как они вышли на прогулку? (Однажды зимой шел белый, пушистый снег. Подружки договорились выйти во двор погулять. Они взяли санки и игрушки: лопатки, ведро, медведя. Девочки тепло оделись и вышли во двор.)
-Кто хочет добавить к рассказу Кати (Наступила зима. Выпало много пушистого снега. Подружки созвонились и вышли вместе на прогулку, чтобы порадоваться снегу и морозной погоде.)
- Как вы думаете, что будет с подружками после прогулки? (Девочки построили красивый дом. Вера покаталась на санках и помогла подружкам построить дом. Они пошли домой ужинать.)
- Вы меня порадовали. Как хорошо вы умеете фантазировать! Спасибо вам за рассказы.
4. Игра "Составь рассказ по сюжетной картине"
Дидактические задачи:тренировать умение составлять рассказ по сюжетной картине.
- Девочки, зачем мы с вами составляем рассказ по картине? (Мы хотим отправить письмо девочкам из Каира и рассказать им о нашей зиме и зимних забавах.)
- Да, мы с вами можем написать письмо, но оно будет идти очень долго. Как можно быстрее отправить ваши рассказы про зиму? (По интернету, через компьютер, по вайберу.)
- Я предлагаю вам отправить видеосообщение девочкам по вайберу. Все согласны? (Да, согласны.)
- У меня есть сотовый телефон, с помощью которого мы запишем ваши рассказы по картине на видео. Пусть каждая из вас подумает, с чего можно начать рассказ, как продолжить и чем закончить.
-Кто готов?
Девочка смотрит на картину и рассказывает, воспитатель снимает на видео по телефону.
(Однажды зимой выпало много пушистого снега. Подружки Вера, Катя и Маша собрались на прогулку. Они взяли с собой санкии игрушки: лопатки, ведро, медведя. Девочки тепло оделись и вышли во двор. Катя и Маша решили с помощью лопаток построить домик. В доме сделать стол, кресла и диван. Медведь сидит в санках и думает:"Как хорошо зимой на улице! Здорово, что можно покататься с горки. Девочки сейчас мне ее построят!"На рябине присела ворона, в клюве у нее ягодка рябины. Она прислушивается к разговору девочек. Вера катается с горки. Девочки радуются зиме. Счастливые и довольные девочки вернутся домой и расскажут родителям о своей прогулке с подружками.)
Заслушиваются 2 рассказа девочек.
- Какие интересные рассказы у вас получились. Умницы, девочки! Какой рассказ вам понравился и почему?
-При оценке вам поможет эта схема.
Воспитатель выставляет схему к анализу рассказа.
Девочки анализируют рассказы подружек. (Мне понравился рассказ Оли, потому что он полный, она рассказала обо всем, в правильном порядке, ее рассказ был плавным, Оля передавала эмоции, использовала красивые слова.)
5. Игра " Придумай название картины"
Дидактические задачи: развивать творчество детей.
- Девочки, мы с вами потренировались в составлении рассказа по картине.
Вы знаете, что каждая картина имеет своё название. Как, по вашему мнению, можно назвать картину? Объясните свой выбор.
(Я думаю, что картину можно назвать"Девочки на прогулке", так как здесь изображены девочки, которые гуляют. (Я думаю, что картину можно назвать" Зимняя прогулка", потому что девочки гуляли зимой. (Я думаю, что картину можно назвать "Зима", потому что на картине изображена зима.)
- Интересно! Замечательно! Удивительно! Прекрасно!
III. Осмысление (итог).
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей тренировочной деятельности.
- Девочки, подойдите ко мне. Что вы сегодня делали? (Мысоставляли рассказы по картине для девочек Каира. (Мы рассказывали о зиме и зимних забавах для девочек из Каира.)
- Почему вам это удалось? (Нам удалось составить рассказы по картине, потому что мы делали это все вместе.) (Нам удалось составить рассказы по картине, потому что мы хорошо подумали.) (Нам удалось составить рассказы по картине, потому что мы уже составляли рассказы по другим картинам.)
- Что для вас было самым интересным (Мне было интересно смотреть в подзорную трубу(.Мне было интересно придумывать, о чем говорят и думают девочки на картине.) (Мне понравилось размышлять, что было сначала, что потом.) (Мне было интересно составлять рассказы по картине.)
- Что для вас было самым трудным и почему? (Мне было трудно составлять рассказы по картине, потому что для меня это еще сложно. (Мне было трудно придумать, о чем говорят девочки, потому что надо было хорошо подумать.)
- Умницы, девочки! Вы постарались придумать интересные, образные рассказы о нашей зиме и зимних детских забавах. В группе мы с вами еще раз прослушаем ваши рассказы на телефоне и отправим девочкам из Каира. Договорились? (Да, договорились.)
- Подойдите к лесенке успеха и оцените себя с помощью снежинок. Кому сегодня всё удалось - прикрепите снежинку на верхнюю ступеньку, кому надо еще потренироваться - на нижнюю.
Девочки подходят к мольберту, на котором нарисована лесенка с 2-мя ступеньками и прикрепляют снежинки.