Света Скибо
Консультация для педагогов «Роль внеклассного чтения в познавательном развитии воспитанников коррекционной школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема приобщения детей к чтению приобретает глобальный характер. «Знаками беды» сегодняшнего дня, по мнению психологов и педагогов, являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, снижение престижа и уровня знаний и образованности. У детей и молодежи формируется непринятие таких нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм. В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, – в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребенка сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль внеклассного чтения в познавательном развитии воспитанников коррекционной школы“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Поэтому одной из важнейших задач школы является воспитание высоконравственной личности, способно самостоятельно оценивать окружающую реальность и определять свой жизненный выбор. В реализации этой задачи большую роль играет литература как школьная дисциплина, формирующая духовный мир ценностные ориентации учащихся. Литература в целом – это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Она как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. Знакомит воспитанников с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом и способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
Воспитание у детей любви к чтению является основополагающей задачей любой школы, а для нашей школы это имеет особое значение, так как в коррекционой школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют достаточно низкий уровень коммуникативной культуры, слабо развитый познавательный интерес. «Вопрос о детском чтении,- писала Н. К. Крупская, — это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная детьми, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения».
Развитие речи, овладение родным языком, является одним из важнейших приобретений обучающихся коррекционной школы, что в последствии позволит ему социально адаптироваться. Наряду с навыками чтения, важной задачей занятий является овладение связной речью, как основной коммуникативной функцией. Она выполняет важнейшие социальные функции: помогает обучающимся устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения людей в обществе, что является одним из главных условий адаптации выпускников коррекционной школы VIII вида.
Особое значение в формировании навыков чтения, развитии устной связной речи, а как следствие, адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет внеклассное чтение
Цель внеклассного чтения : формирование читательских умений и навыков, привитие любви и интереса к книгам.
Внеклассного чтение играет огромную роль в личностном развитии подростков их восприятие литературы поскольку воспитатель может на свое усмотрение подобрать те произведения художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят уроки внеклассного чтения – чтения произведений, находящихся за пределами школьной программы, но при этом имеющие огромную художественную и воспитательную ценность. Читая доступные рассказы, стихотворения, сказки обучающиеся учатся понимать общее содержание и главную мысль произведения, именно на внеклассном чтении у ребят развивается образное мышление, воспитывается эстетическое чувство, любовь к родному языку, художественной литературе, интерес к чтению. На занятиях в процессе работы над художественными текстами они учатся отличать главное от второстепенного, выявлять взаимосвязь описываемых явлений и событий, понимать их смысл; учатся делить текст на части, составлять план прочитанного и пересказывать в соответствии с ним. Всё это способствует развитию логического мышления обучающихся. Анализируя произведение школьник должен задуматься о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и неновести, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Так как дети в жизни сталкиваются с такими серьезными проблемами, что тем раньше он начнет думать над ними,тем лучше. И пусть эти проблемы ему помогут решать добрые и умные книги.
На внеклассном чтении учащиеся читают книги с огромным нравственным потенциалом. Литературные произведения развивают способность воспитанников воссоздавать в воображении картины жизни, нарисованные писателем, мир чувств и переживаний литературных героев, умение прослеживать их судьбы;видеть авторскую позицию и оценку; определять свое эмоционально-оценочное отношение к прочитанному через нравственно – этическое оценивание. Проникая во внутренний мир героев, сопереживая им, ученик осмысливает и свои чувства, познает образ своего «Я». Сопереживание и оценка являются основой формирования нравственных представлений и убеждений личности. Нравственно – этическое оценивание поступков литературных героев помогает школьнику, соотносить свои представления с общечеловеческими нравственными ценностями, получить представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личносных качеств и помогают овладеть способами действий в различных жизненных ситуациях.
Во внеклассное чтение можно вводить дополнительные литературные произведения, содержащие проблемные нравственные ситуации. Это способствует развитию личностно-смысловой сферы школьников; помогает самопознанию, саммоосознанию личности, становлению отдельных ценностей. Тексты подбираются таким образом, чтобы воспитанников привлекали жизненные ситуации и персонажи произведений- ровесники с которыми хочется общаться,дружить или, наоборот, обьяснить их неправоту. Воспитанники старших классов знакомятся на занятиях с лучшими образцами отечественной и зарубежной литературы. Художественная литература дает всестороннее изображение человека. Проблемы отношения человека к действительности, к окружающему миру, к народу, к себе, философские, социальные и моральные вопросы, поднимаемые художественной литературой, вызывают у юного читателя яркие мысли, нравственные и эстетические переживания, тем самым оказывая влияние на формирование духовного облика юного читателя, содействуя воспитанию его характера.
На внеклассном чтении дети знакомятся с автором произведения, сообщаются биографические данные о нем, раскрывается богатство его внутреннего мира и нравственных ценностей. Обращение к образам выдающихся людей учит наших воспитанников понимать другого, способность поставить себя на место обьекта природы вызывает большой интерес при работе с произведениями о природе.
Для усиления эмоционального состояния учеников на внеклассном чтении можно использовать произведения живописи и музыки. Рассматривая картины детьми происходит обсуждение взгядов художника на родную природу, высказывали какой уголок природы ближе и дороже им.
Подбирая литературу ученикам, учитывается: объем произведения, текстовая доступность, актуальность произведения для данной категории учеников.
Внеклассное чтение отличается по методике проведения: праздничность занятий ( нетрадиционные формы работы: различные игровые задания, заранее подготовленные выступления учеников, ребусы,викторины, кроссворды, литературные игры и т. д.).
Методы и приемы используемые на внеклассном читении :
Перечитывание художественных произведений; близкое к тексту или дословное воспроизведение отрывков из прочитанного произведения; словесное рисование; изображение ситуаций, о которых шла речь,путем непосредственных действий (драмматизации) и беседы- дискуссиии,беседы рассуждения, разучивание стихотворений; коллективное рассматривание и воосоздание деталей описания в опоре на иллюстрации по правилам; выборочное индивидуальное чтение текста вслух в процессе беседы по прочитанному – это обязательный элемент работы с деской книгой, прием позволяющий ребенку подтвердить доказательность высказываемых им соображений при обсуждении, ит. д.
На занятиях можно использовать продуктивные методы: рисунок – применяется на разных этапах чтения или во время повторного чтения, чтобы получить информацию о том, насколько ученик понял художественный образ, насколько его восприятие образа ближе к автору.
Дидактические игры – используются на разных этапах занятия. Они помогают учащимся пережить ситуацию, которой не было в их жизни,представить образ героя произведения.
Но, конечно, самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу творческую. Актеры, те, кто играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А самое главное заключено в том, что творчество – это «выражение себя» и даже «усиление себя». Нельзя забывать, что именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.
И в заключении своего доклада хочу отметить, что литература учит детей правильному отношению к жизни и влияет на формирование личности молодого человека «Хорошая книга помогает учащимся проникнуть в психологию человеческой души, в глубину человеческих чувств и мыслей, в многообразие человеческих характеров и отношений, в сложнейшие события государственной, общественной и частной жизни людей и народов. Как старший друг и мудрый товарищь, она «открывает глаза» на прекрасное в жизни, возвышая и облагораживая человека». И если мы хотим видеть обучающего нашей школы подготовленным к жизни, нужно сделать из него грамотного читателя.