Елена Рассадина
Консультация для педагогов «Приемы, эффективно влияющие на совершенствование навыков чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
Важно с детских лет прививать любовь к чтению, интерес к книге и показать не только ее роль в жизни человека, но и вооружить ребенка умением читать.
Чтобы ребенок полюбил чтение недостаточно научить его складывать буквы и читать по слогам. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим разделам, например: могут с доски читать название произведения и автора.
Публикация «Консультация для педагогов „Приемы, эффективно влияющие на совершенствование навыков чтения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Вопрос о том, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно интересует каждого педагога. Процесс этот трудный. Если в прошлом школа функционировала в режиме, то сегодня с переходом обучения на учебники нового поколения, реформирование образования осуществляется на основе принципов демократизации, вариативности, открытости.
В связи с этим, каждый воспитатель имеет возможность начать поиски более эффективных подходов в обучении.
Соответственно: цель в решении данной проблемы – обеспечить эффективное обучение технике чтения детей.
Целью нашего исследования было выявить внедрение современных приемов педагогических технологий, эффективно влияющих на совершенствование навыков чтения. С этой целью на начало года мы составили таблицу, в которой зафиксировали трудности, с которыми сталкиваются дети и причину затруднений. Эта таблица помогла нам выбрать необходимые приемы работы с детьми для улучшения техники чтения.
Таблица
№ п/п Трудности, с которыми сталкиваются дети Причины затруднения Приемы и методы работы
1. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги Слабо развит фонематический слух и зрительная память. Нарушение зрительно-моторных координаций Учить скороговорки, чистоговорки. Учить навыкам самоконтроля (не исправлять ошибку воспитателю, а пусть сам ребенок ее исправит)
2. Пропуск, замена, перестановка букв Слабое речевое развитие Использовать орфографическое чтение (читаем, как пишем, например: молоко-малако)
3. Медленное чтение, со скоростью до 10-15 слов в минуту Недоразвитие фонематического слуха, слабо развита оперативная память, низкое речевое развитие Использовать книги для развития устной речи («Читалочка», игры для развития зрительной памяти и поля чтения). Использовать методику В. Н. Зайцева – резервы обучения чтению, а именно: жжужащее чтение одновременно всей группой (логопед) и др.
Индивидуальная работа велась с самыми слабыми детьми, групповая – со всеми остальными.
На занятиях применялся раздаточный дидактический материал: карточки с текстом, написанным крупным шрифтом – для слабо читающих детей; слоги, небольшие слова, рассказы – для хорошо читающих детей очень полезны упражнения в «конструировании предложений». Для них имеются конверты с рассыпными словами.
Повышение осмысленности чтения способствует дидактическая игра – поиск пропущенного слова в тексте.
На занятиях (грамота) обязательно проводим работу над трудными словами и сочетаниями, иначе не устранить «спотыканий», не приобрести навыку уверенного чтения.
В начале нашего исследования часто использовали хоровое чтение, т. к. в группе было много детей медленно читающих. К концу своих исследований хоровое чтение использую редко, только при чтении стихотворений, чтобы добиться выразительного чтения детьми.
Важно также учитывать организационные мелочи (рассаживать слабых к сильным и др.).
Воспитателю необходимо обратить особое внимание на необходимость повышения эффективности обучения чтению, скоростному чтению, сориентировать на него текущий и итоговый контроль.
Конец года
Нечитающие –
Слабо – 2 (перешли от нечитающих)
Средне – 6
Хорошо – 7
Начало года
Число проверенных детей – 15 (-3)
Нечитающие – 2
Слабо – 4
Средне – 4
Хорошо – 5
3 человека: Амина, Даниал, Амир
2 нечитающих: Глеб, А. Настя
Данные результаты показывают, что применение приемов педагогических технологий способствует повышению мотивации к чтению.