Елена Яковлева
Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Цель: приобщение детей к русской народной культуре : ознакомить с традицией чаепития на Руси.
Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.
Публикация «Конспект занятия „Русский самовар и чаепитие на Руси“» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.
Содержание образования: программа О. Л. Князева, М. Д. Маханева
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Словарная работа: самовар, цилиндрическая форма, конусообразная форма, самоварная столица, термос.
Средства обучения: волшебный сундучок, самовар, видеофильм, альбомы, масляная пастель.
Ход занятия
Организационный блок.
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель:
1 слайд.
Ребята обратите внимание на экран. Это отделение почты. На экране изображено приемное отделение,где принимают посылки.
2слайд.
А это –сортировочный цех,где сортируют посылки по адресам.
3 слайд.
А вот эту посылку прислали нам из города Тулы. Вы слышали о таком городе?
А чтобы узнать что лежит в посылке,вам нужно отгадать загадку.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: - Это самовар.
Воспитатель:
Правильно ребята -это самовар. Давайте рассмотрим его.
(дети рассматривают самовар)
Воспитатель предлагает детям посмотреть и послушать историю о русском самоваре.
Познавательно-развлекательный блок.
4слайд.
Очень часто за событиями
И суматохой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.
5слайд самовар.
Воспитатель:
Ребята посмотрите -это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром, наш русский народ,считают себя самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не захотелось пользоваться простым чайником, который использовали другие народы, подумали и решили сделать что -то необычное,красивое. И вот в городе Туле изобрели самовар.
Вода в нем быстро закипала и долго не остывала. Самовары получили очень большой спрос,среди населения.
6-7-8-9-10-11 слайды.
А для растопки годилось все: и щепочки и шишки.
12-13-14-15 слайд.
Их делали круглыми, конусообразными, квадратными, цилиндрическими.
Давайте вспомним геометрические фигуры: круг, цилиндр, конус, квадрат (показ фигур).
А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор
(показ предметов сделанных из этих материалов).
16-17-18-19слайды
Вопросы к детям:
Какой формы делали самовары? Из какого материала? (ответы детей)
20 слайд
В старину,одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая (термос это прибор который сохраняет тепло или холод продукта).Умельцы свои самовары искусно украшали.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей).
21-22 слайды
Ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. (просмотр сюжетов видеофильма).
23-24 слайды
На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»; «Где есть чай, там и под елью рай».
Ребята, а как вы понимаете смысл этих пословиц (ответы детей).
Воспитатель: - А теперь ребята,нам пора немного поиграть.
Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек". Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Так проверяли сноровку,кто выше подпрыгнет и достанет платок.
(после игры дети садятся на стулья).
25слайд
Воспитатель:
Несмотря на появление газа и электричества, самовар не переставал попользоваться популярностью. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче.
26 слайд
Чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором.
27-28 слайд
К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья.
29 слайд
Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Воспитатель :А сейчас ребята расскажут о полезности чая.
1. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
2. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
3. Черный, красный и зеленый
Рассыпной и листовой.
Чай – напиток бесподобный
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!
30слайд
Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям,как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара : один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
31 слайд
Первой фабрикой, которая стала изготовлять самовары, была фабрика Шмакова. В основном делали все в ручную.
32 слайд
А это завод в городе Туле,он уже механизированный,современный.
Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула.
33слайд
Каких только самоваров они не делали!
(просмотр видео сюжетов)
34слайд
В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.
Воспитатель:
А теперь ребята я приглашаю вас немного поиграть.
Подвижная игра «У Маланьи, у старушки»
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей
Вот с такими головами (Показывают).
И с такими вот ушами… (Показывают).
Вот с такими волосами… (Показывают).
И с такими вот глазами… (Показывают).
И с такими вот носами… (Показывают).
Целый день сидели, ничего не ели.
А делали вот так. А как?»
(На кого ведущая укажет, тот должен показать какие-либо движения. Повторить можно 2-3 раза).
35-36-37слайды
Просмотр расписных самоваров.
Продуктивный блок.
Воспитатель: - А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению самоваров. Мы с вами будем украшать самовары. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. Кто знает, может, и наши самовары прославятся на весь мир.
(Дети рисуют самовары, придумывая свой узор.)
Итог занятия.
Воспитатель: С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные самовары?
- Как можно в современной жизни использовать самовар?
- Из чего любили пить чай?
(Ответы детей и совместное обсуждение)
Воспитатель:
«Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого самоварного чайку».