Марина Александровна Горькова
Конспект занятия «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Русский народный костюм»
Цель: Развитие интереса к русскому народному костюму.
Задачи:
• Развивать умение вслушиваться в звучание родной речи,
• Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
Публикация «Конспект занятия „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Темочки
• Познакомить детей с элементами русского народного костюма.
• Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Ход занятия.
Дети под русскую народную музыку входят в групповую комнату.
Воспитатель: Здравствуйте, гости!
Мы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышли дружно поиграть - Себя людям показать!
Воспитатель; С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Дети встают в круг, говорят друг другу приветственные слова с поклоном.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с вами с элементами русского народного костюма и символами, которыми их украшали. А начнем мы со сказки. Ребята, кто из вас прочтет стихотворение о сказке?
Ребенок:
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ - хитрец, народ - мудрец.
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Ну, тогда садитесь! И поговорим о сказках!
Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Вот и гости дорогие пожаловали, а кто это, мы узнаем, отгадав русские народные загадки.
Летом гуляет,
Зимой отдыхает. (Медведь)
Дети отгадывают загадку. Входит ребенок в костюме Медведя.
Пришла из лесу птичница В рыжей шубке Кур посчитать. (Лиса)
Дети отгадывают загадку. Входит ребенок в костюме Лисы.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц.)
Дети отгадывают загадку. Входит ребенок в костюме Зайца,
Медведь: Здравствуйте, гости дорогие!
Лиса: Здравствуйте, добры молодцы!
Заяц: Здравствуйте, красны девицы!
Воспитатель: Посмотрите!
Эти звери, из разных сказок, нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Ребята, вы знаете много русских народных сказок. Скажите, из каких сказок к нам пришли эти герои?
(Ответы детей)
Заяц: Мы пришли к вам из разных сказок и хотим побывать на вашем занятии.
Знаете, почему мы вас так назвали: «добры молодцы», «красны девицы»?
Медведь: Потому, что на Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый.
Лиса: А «красны девицы», мы вас назвали, потому, что в старину слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит - красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда!
Входит бабушка в русском народном костюме.
Бабушка: Русский народный костюм - это частичка самого народа. С самых давних времен славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц. Все женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!
Лиса, что на тебе надето?
Лиса: Рубаха, сарафан, передник, онучи, лапти.
Ребенок демонстрирует элементы костюма.
Бабушка: На Лисе - женский костюм. А на тебе, заяц, что надето?
Заяц: Рубаха, кушак, порты, онучи, лапти.
Ребенок демонстрирует элементы костюма.
Бабушка: На Зайце - мужской костюм.
И на мне сегодня женская русская народная одежда.
Дети перечисляют элементы одежды.
Бабушка: Основными элементами русского женского костюма были : рубаха, сарафан, передник, лапти. Рубаха - главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой.
Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан - это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. Самой распространенной обувью были плетеные лапти.
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны - порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх одевали лапти.
Воспитатель: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов.
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята мы с вами знаем очень "много потешек, прибауток, загадок о человеке, об одежде. Давайте сейчас поиграем и расскажем прибаутки да потешки об элементах русского народного костюма.
Дети встают в круг, воспитатель называет элементы русского народного костюма, дети говорят потешки, прибаутки, загадки.
(Дети садятся за столы)
Медведь: Посмотрите, как украшены наши костюмы. Это не просто крестики, ромбики, волны и-кружочки. В старину они многое обозначали.
Заяц: Извилистая линия - это вода, круг - солнышко.
Лиса: Квадрат или ромб - земля, а крест берег людей от злых сил.
Медведь: Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Воспитатель вносит манекен в рубахе.
Воспитатель: Да, ребята, одежда должна была не только согревать, но и оберегать людей от сил зла. Поэтому женщины украшали подол, рукава и ворот рубахи. Вышивка служила «оберегом» - т. е. оберегала человека. Узор - это заклинание в виде знаков.
Воспитатель демонстрирует детям рубаху с обережными знаками.
Воспитатель обращает внимание детей на куклу в русском народном костюме.
Ребята, к нам в гости пришла кукла, внимательно рассмотрите ее костюм, и скажите, чего в нем не хватает?
Дети рассматривают костюм и выясняют, что на переднике нет обережных знаков.
Воспитатель: Кукла просит, чтобы мы ей помогли и украсили передник. Посмотрите, у вас на столах лежат передники. Каждый из вас должен подумать, как вы его украсите «обережными» знаками, с которыми вы сегодня познакомились. Вам нужно придумать узор и выполнить аппликацию.
Но, прежде чем приступить к работе, повторим, как нужно обращаться с ножницами.
Дети вместе с воспитателем повторяют ТБ при работе с ножницами