Анна Желтуха
Конспект занятия «О чем поёт самовар»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,
коммуникативная, музыкально-художественная,
восприятие художественной литературы.
Цель: Знакомство детей с самоваром, свойствами чая, традициями русского
чаепития.
Задачи:
• познакомить детей с русским самоваром;
• познакомить детей с напитками под названием «чай»;
• дать детям знания о способах получения черного и зеленого байхового чая и правильном его заваривании;
• воспитывать в детях любовь и уважение к традициям гостеприимства и чаепития на Руси;
Публикация «Конспект занятия „О чем поёт самовар“» размещена в разделах
• развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес;
• обогащать речь детей, пополнить и разнообразить словарный запас;
• развивать эстетическое восприятие.
Словарная работа: самовар, байховый чай, Китай, Индия, сбитень, пряности, бодрость, тонизирующий, гранулированный, Русь, заваривание, жаровня.
Планируемые результаты: знают, что такое самовар и его устройство, различные виды чая, безопасные способы заваривания чая, умеют поддерживать беседу о чайных традициях, высказывают свою точку зрения, рассуждают и дают адекватные объяснения на поставленные вопросы, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками во время игр, проявляют интерес к жизни людей на Руси.
Материалы и оборудование: самовары, чай в различных упаковках, стеклянные заварочные чайники, салфетки, чайная посуда (для чаепития) мед, варенье, молоко, листья мяты, мультимедийное оборудование (презентация, загадки и поговорки, русская народная песня «Самовар», схема заваривания чая.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Проблемная ситуация: дети входят в группу на столе стоит неизвестный предмет.
Воспитатель:
Кто такой стоит пузатый
И блестящие бока,
Торчит носик крючковатый,
В нем вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мед,
Он, как командир в фуражке,
Чаю всем гостям нальет.
Дети: Самовар.
Воспитатель: Ребята, а что такое самовар, для чего он нужен?
Дети: рассказывают, что это устройство для подогрева воды (если они затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы).
Воспитатель: А теперь тщательно рассмотрим самовары и поговорим об их устройстве.
Дети: описывают самовары ( если затрудняются воспитатель задает наводящие вопросы: из какого материала изготовлен, какую форму имеет, на чем стоит, за что удобно его брать, откуда наливается вода и т. д.).
Воспитатель: А хотите, я вам расскажу, откуда к нам пришел самовар?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда слушайте. В России самовар появился достаточно давно. Его изготавливали во многих странах, но самые лучшие были в нашей стране. Самые популярные - тульские самовары. В городе Туле насчитывалось 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тыс. штук самоваров в год. За высокое качество наносили государственный российский герб как высшую награду.
Взгляните на экран, на котором изображено устройство самовара. Самая заметная часть самовара, часто имеющая красивую форму - это корпус. В него наливается вода для кипячения. Вторая деталь, не менее важная – специальная полость для топлива, находится она в центре корпуса, внутри. Её делали в виде трубы и наполняли углями. Называется эта труба жаровня или кувшин, т. к. формой часто его напоминает. В нижней части кувшина или жаровни есть решетка, на которую кладется топливо. С боку на корпусе находятся ручки – для переноски самовара. Для вливания воды снимается крышка сосуда.
Для наполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями. Так выглядел старинный самовар. Устройство современного проще, т. к. бала заменена жаровня на электрический нагревательный элемент.
Предлагаю вам превратить холодную воду в горячую с помощью самовара.
Игра «Кто больше и быстрее принесет воды в самовар» (дети наливают воду в самовар, воспитатель включает его в розетку. Во время кипячения воды воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру).
Игра «Угадай с закрытыми глазами по запаху» (детям предлагается блюдца с медом, малиновым вареньем, листьями мяты, молоком).
Воспитатель: Как вы думаете, закипела ли вода в самоваре? Как вы это определили?
Дети: Вода закипела, потому что пошел пар и вода забурлила.
Воспитатель: Для чего мы вскипятили воду?
Дети: Для чая.
Воспитатель: Мы с вами поиграли в игру. Я думаю, что каждому из вас понравился определенный запах. Предлагаю вам превратить запах с помощью кипяченой воды в напиток (обсуждение воспитателя совместно с детьми процесса заваривания).Как вы думаете, как такой напиток называется?
Дети: Чай.
Воспитатель: Раньше в деревне простые люди пили сбитень – напиток из меда с пахучими травами, который мы с вами сделали, да плодовые и ягодные напитки. А вы знаете, что в старину напиток чай подавали в праздники только в очень богатых домах. А пришел к нам чай из Китая. А выращивают его и в Индии, и у нас в России на юге. Ребята, а какой чай бывает?
Дети: Красный, зеленый, черный (дети рассматривают чайные листья на ощупь, на запах, на вес, прочность и т. д.).
Воспитатель: Ребята, что объединяет эти три вида?
Дети: Все они из листьев, только разного цвета.
Воспитатель: Вот мы с вами пришли к тому, что чай этот – листовой.
А вы знаете, какие еще виды чая бывают?
Дети: в пакетиках (воспитатель дополняет ответы детей - гранулированный, растворимый и демонстрирует их.)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, как надо правильно заваривать чай?
Дети: рассказывают об известных им способах и читают схему заваривания.
Воспитатель: Ребята мы с вами многое узнали о самоваре, о чае, о правильном способе его заваривания, но его вкуса мы так и не почувствовали. А теперь не пора ли нам, ребята, попить чайку? Пожалуйста к столу, чем богаты, тем и рады. (звучит русская народная песня «Самовар», дети вместе с воспитателем садятся за столы, на которых стоят баранки, варенье, мёд и пьют чай.)
Совместное задание для родителей и детей: найти и выучить пословицы и поговорки про самовар чай. А персональное задание для детей – научить родителей новым способам заваривания чая.