Марина Зайцева
«Русские народные инструменты». Конспект познавательного занятия в старшей группе
«Русские народные инструменты».
Цель: Познакомить детей с историей возникновения струнных инструментов.
Задачи:
• Научить различать группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые).
• Закрепить знания детей о духовых инструментах.
• Подвести к пониманию того что человек создатель и исполнитель музыки.
• Воспитывать интерес к русско-народной культуре.
Публикация «„Русские народные инструменты“, Конспект познавательного занятия в старшей группе» размещена в разделах
Оборудование: флешка, музыкальные инструменты, ширма, коробочки, пластиковые яйца, крупы, колпачки от фломастеров, медные деньги.
Психологический настрой
«Встали дети, встали в круг
ты мне друг и я тебе друг
Крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся»
Введение в тему
- Ребята, а вы помните сказку, которую я вам вчера читала. (Ответы детей)
- На каком инструменте играл кот? (ответы детей).
Актуализация
- А вы хотите узнать, как появились гусли? (ответы детей)
Восприятие и усвоение нового
Беседа по вопросам:
Слайд 1
- Назовите русские народные инструменты. (Ответы детей)
- Назовите ударные инструменты (Ответы детей). Почему они так называются (Ответы детей). Первым инструментом была палка, ударяя которой по пустому дереву извлекали звук. Ведь ударным инструментом может быть любой твердый предмет. Когда люди научились обрабатывать шкуры животных, заметили если кожу натянуть на широкий конус и ударить по высохшей коже палкой, то получается громкий звук.
Слайд 2
- Назовите духовые инструменты (Ответы детей). Почему они так называются.
- Кто помнит, как появились духовые инструменты (Ответы детей).
Человек увидел тростинку, срезал ее и сделал дырочки. Подул в нее и услышал звук.
Слайд 3
- Ребята посмотрите это струнные инструменты. Как вы думаете почему они так называются? (Ответы детей). Назовите их.
Рассказ воспитателя как появились струнные инструменты : В далекие, далекие времена когда в лесах было много диких зверей, человек придумал оружие для охоты – стрелы. Как вы думаете из чего делали лук и стрелы? Брали ветку. (Ответы детей) Луки прямая и гибкая палка с тетивой из сухожилий животных.
Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен "Явор" особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей - "Яровчатые". А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться "звончатыми".
Хороводная игра «Мы на луг ходили».
Закрепление
-Ребята отгадайте загадки о инструментах
На треугольник деревянный
Натянули три струны
в руки взяли заиграли,
ноги сами в пляс пошли (балалайка — струнный инструмент)
Два братца в одно донце стучатся
но не просто бьют, вместе песню поют (барабан — ударный инструмент)
Очень жалобно поет если дуните в нее,
вы ее все знаете, сразу отгадаете (жалейка — духовой инструмент)
За обедом суп едят, к вечеру заговорят
Деревянные девчонки, музыкальные сестренки
Поиграй и ты немножко на красивых ярких …. (ложки- ударный инструмент)
Деревянные пластинки, разноцветные картинки
стучат, звенят- плясать велят. (трещетки — ударные инструменты)
Любил играть Садко на них
и день и ночь и каждый миг (гусли — струнный инструмент)
Слайд 4
- Назовите струнные инструменты, которые вы знаете. (Ответы детей).
Игра четвертый лишний.
Бубен, барабан, гусли, музыкальные ложки.
- Какой лишний? Почему? (Ответы детей)
Свистулька, дудочка, барабан, рожок.
- Какой лишний? Почему? (Ответы детей)
Трещотка, бубен, балалайка, коробочка.
- Какой лишний? Почему? (Ответы детей)
Гусли, балалайка, трещотка, гитара.
- Какой лишний? Почему? (Ответы детей)
Дудочка, гусли, рожок, жалейка
-Какой лишний? Почему? (Ответы детей)
-Ребята давайте составим синквейн к слову гусли
Гусли
Струнные Звонкие
изготавливают играют слушают
Кот играл на гуслях.
Музыкальный инструмент.
Посмотреть и послушать с детьми клип Кубанского народного оркестра «Во поле березка стояла».
Кто сочиняет музыку. (Ответы детей). Кто играет на музыкальных инструментах (Ответы детей). Какие инструменты вы видели и слышали? (Ответы детей).
Изготовление ударных инструментов. Ребята вы хотите сделать свои музыкальные инструменты, на столе у вас разные коробочки, пластмассовые яйца, крупы, бобы, монеты, колпачки от фломастеров, подумайте, что в вашем музыкальном инструменте будет внутри. Дети делают инструменты.
Послушать с детьми как звучит их инструмент. Они звучат по разному, звонко и глухо, это зависит из чего сделан инструмент и что там лежит внутри.
Рефлексия: О чем мы сегодня с вами говорили. Что нового узнали? Что было интересным? Почему? Что было сложным? Почему?