Татьяна Тимошкина
Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. По указу Президента России 2020 год объявлен Годом народного творчества. Устное народное творчество - богатейший материал для воспитания патриотических чувств дошкольников.
Публикация «Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В дошкольном возрасте дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, а так жеу них происходит становление личности и формирование патриотических чувств : любовь к близким, родному краю и Родине.
Для развития всех видов деятельности ребенка 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто бывают зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные описания.
С давних времен через сказки взрослые передавали жизненную мудрость младшему поколению еще тогда, когда не было школ и специальных образовательных программ.
Сказки учат основным законам жизни и нравственным нормам поведения, развивают внутренний мир ребенка, в зашифрованном виде передают духовные знания.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение ее воспитателем, т. е. дословная передача текста. При чтении нужно обращать внимание на выразительность чтения. Это можно достич разнообразием интонаций, мимикой, жестом, иногда намеком на движение. Эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Для лучшего восприятия, чтение книг можно совместить с рассматриванием иллюстраций
Наилучший контакт с детьми достигается при рассказывании сказки. При рассказывании можно сокращать текст, включать пояснения. Необходимо рассказывать выразительно, с эмоциями, чтобы дети заслушивались.
Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной. Для этого можно использовать сюжетные игрушки по мотивам сказок, как в качестве иллюстрации во время рассказа, так и для обыгрывания самими детьми.
Для закрепления знаний детьми сказок используют такие методы, как дидактические игры. Примерами дидактических игр могут служить игры: “Отгадай из какой сказки», “Продолжи сказку ”, «Расскажи сказку» и другие.
Так же можно использовать игры-потешки и физкультминутки по русским сказкам. Их очень любят дети.
Одной из форм активного восприятия сказки является инсценирование. В ней, ребенок выполняет роль сказочного персонажа. При инсценировании воспитетель читает текст, а дети выполняют действия. Говорящие дети повторяют слова за воспитателем.
Работа с художественным словом предполагает ответную реакцию от детей в виде рисунка, лепки, аппликации по окончании сказки. Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка элементов сказки – посуда для героя сказки репка, колобок, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.
Следующий прием – беседа по сказке. В беседе по сказкам необходимо обращать внимание детей на отношения героев, на их поступки. Очень важно побуждать детей проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, оценить – хорошо, плохо.
Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
Необходимо отметить особую роль родителей. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье. Рассказывание и чтение сказок заменили телевизор и компьютер. Поэтому радует, что у некоторых семей сохранилась старая добрая традиция – рассказывать сказки перед сном.