Татьяна Завалишина
Руководство организацией сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность воспитателя с детьми начинается с его влияния на выбор темы. Игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление. Влияние на выбор игры, игровые действия заключается в том, что мы поддерживаем интерес к игре, развиваем инициативы детей, приучаем их задумываться
Публикация «Руководство организацией сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте» размещена в разделах
над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, мы стараемся разнообразить её новыми персонажами или игровыми действиями. Иногда сами становимся участником игры, берем на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли мы можем незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре мы спрашиваем, где
продаются билеты, и таким образом навожу на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине мы можем спросить о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.
Иногда игра, хорошая по теме, приобретает нежелательное направление, поведение детей не соответствует роли: воспитатель груб с детьми, солдаты недисциплинированны. Причины такого явления различны. Может быть, ребенок плохо представляет себе деятельность, характер изображаемого лица и наделяет его качествами, которые наблюдал у других людей. А может быть обнаруживаются его собственные недостатки, грубость, недисциплинированность. И в том и другом случае необходимо повлиять на ребенка через образ, дать ему представление о том, как поступает человек, которого он изображает, как он относится к своей работе, к людям. Мы можем воздействовать своим примером, стать участником игры. В других случаях на помощь приходят наблюдения, чтение книги на данную тему.
Дети сталкиваются в жизни не только с хорошими людьми, с благородными поступками. Порой затеваются игры, в которых дети изображают, например, ссоры между соседями. Нельзя допустить этого. Необходимо отвлечь детей от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к плохому, чтобы им самим не хотелось изображать это в игре.
Руководя игрой, мы всегда должны помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.