Асия Калина
Долгосрочный проект «Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе. Центр сенсорного развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе. Центр сенсорного развития»
Вид проекта : долгосрочный
Тип проекта : познавательно – игровой.
Участники: воспитатели, дети первой младшей группы, родители.
Постановка проблемы.
Публикация «Долгосрочный проект „Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе, Центр сенсорного развития“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Проведенная диагностика по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показала недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Актуальность: В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - это игра. Именно в процессе игры ребёнок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает и переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. Наблюдая за детьми первой младшей группы, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по рисованию, лепке, конструированию и т. д. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики : неловкость, несогласованность рук. Ребята моментально утомлялись, имели низкую работоспособность. Все это и подтолкнуло меня к созданию в группе предметно – развивающей среды по развитию сенсорного восприятия. Ведь работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с самого раннего возраста. Я считаю, что при отсутствии нужной предметно – развивающей среды у ребёнка исчезает стремление узнавать новое, пропадает интерес к игровой деятельности.
Цель моей работы - развитие совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста. Задачи:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность; развивать мелкую моторику рук;
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей, оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве и т. д. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Центр сенсорного развития создавался для детей таким образом, что их деятельность была направлена на развитие мелкой моторики рук. Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости. В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера сделанные руками родителей и воспитателей: для зрительного восприятия (цвет, форма, величина, например: «Спрячем мышек в домики»; «Найди такую же фигуру», «Сестрицы гусеницы», «Ловись рыбка» Дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии) : Сенсорные полотна : «Лесная поляна», «Времена года», «Подушечки с секретиками», «Матрёшка – веселушка», «Полянки цветов и бабочек», развивающая книжка, мини полотна и т. д. Настольно-печатные дидактические игры: «Узнай насекомого, «Развивающее лото», «Собери пазлы» и т. д.
Продукт проекта :
• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
• Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
• Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
• Презентация для родителей.
• Фотовыставка «Учимся играя».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап:
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
• Проведение диагностики.
• Анализ полученных результатов, выводы.
• Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
• Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Практический этап:
Работа с детьми:
- Непосредственная образовательная деятельность.
- Совместные игры с сенсорным дидактическим столом.
- .Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем мышек в домики»; «Найди такой же…»; «На фигуру посмотри, и ее ты назови» и т. д.
- Дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии) : «Развивающая книжка», «Мини – полотна», «Подушечки с секретиками», «Гусеница раскладушка», «Матрёшка – веселушка» и т. д.
- Настольно-печатные дидактические игры: «Узнай насекомого», «Развивающее лото», «Собери пазлы» и т. д.
- Самостоятельные игры малышей.
- Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок
Работа с родителями:
1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
3 Этап. Заключительный этап.
- Анализ результатов проекта
-
Вывод
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.