Татьяна Михайлова
Ролевые игры как средство формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры безопасности является важной задачей для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Учебный процесс не ограничивается только стенами дошкольного учреждения, и, вместе с теми навыками, которые дети приобретают внутри здания, они также должны обладать знаниями и умениями, помогающими им быть в безопасности на улице.
Одним из эффективных методов формирования культуры безопасности на улице у детей дошкольного возраста являются ролевые игры. В процессе игры дети должны соблюдать правила поведения и принимать решения, которые обеспечат их безопасность. Использование ролевых игр и тренировки по реагированию на нестандартные ситуации, помогает детям усвоить основные навыки поведения. Ключевую роль в формировании культуры безопасности играют педагоги, они создают безопасную и поддерживающую среду, где дети могут учиться и развиваться, соблюдая правила безопасности. Не стоит забывать, что педагоги должны быть примером безопасного поведения на улице.
Публикация «Ролевые игры как средство формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
К участию в ролевых играх желательно привлекать и родителей, ведь это они закладывают основы развития личности ребёнка. Ребёнок подражает действиям близких людей, учится действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не только отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям, к окружающему миру. Можно организовывать совместные с родителями мероприятия, например, прогулки или соревнования по правилам дорожного движения, чтобы родители и дети могли учиться вместе.
Цель ролевых игр: разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Задачи:
1. Формирование навыков безопасного поведения на улице
2. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
3. Развитие социально-эмоциональных навыков, таких как сотрудничество, эмпатия и взаимодействие, навыков саморегуляции; умение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые проблемные ситуации, которые вы можете использовать в своей педагогической практике для формирования практических навыков культуры безопасности на улице у детей дошкольного возраста.
На основе этих проблемных ситуаций можно проводить:
Беседы с детьми
Ролевые игры
Игры-соревнования (формируя не только необходимые навыки, но и скорость мышления, быстроту поиска выхода из проблемных ситуаций).
Каталог ситуаций для ролевых игр:
Безопасное поведение дома.
- Свету оставили дома одну. Она сидела на диване и смотрела мультфильмы. Тут прозвучал дверной звонок. Как поступить Свете?
- Родители Димы ушли на работу, и он остался дома один. Позавтракав, Дима пошел играть с конструктором. Тут он услышал стук в дверь, а затем незнакомый голос. Мужчина за дверью сказал, что он почтальон и, что принес очень важное письмо и просит открыть дверь и расписаться за доставку. Как поступить Диме?
- Ксюша решила погулять. Перед тем, как открыть дверь, она посмотрела в глазок двери и увидела на лестничной площадке незнакомых людей. Как поступить Ксюше?
Безопасное поведение в подъезде.
- Миша вышел из квартиры, подошел к лифту и стал ждать, когда подъедет лифт и в это время к нему подошел незнакомый человек. Как должен поступить Миша в этой ситуации?
- Мама отправила Катю в магазин за хлебом. Возвращаясь домой и войдя в подъезд Катя увидела там незнакомого человека. Как поступить Кате в этой ситуации?
- Саша вышел из квартиры и начал спускаться по ступенькам вниз. На втором этаже к нему подошел незнакомый мужчина и стал уговаривать Сашу помочь ему. Он попросил Сашу позвонить в дверь 20 квартиры. Говорит: «Мне не открывают, а тебя здесь знают и откроют дверь. Помоги пожалуйста.» Как поступить Саше?
- Леша, погуляв на улице, решил пойти домой. Он зашел в подъезд и поднялся на свой этаж. Затем он достал ключи и собирался уже открыть дверь, как увидел незнакомого человека, идущего в его сторону. Как правильно поступить Леше?
Безопасное поведение на улице.
- Маше и Саше нужно было перейти через дорогу. Маша подошла к пешеходному переходу и пошла на зеленый свет. Саша подошел к краю дороги, посмотрел налево, дошел до середины. Потом он посмотрел направо и прошел вторую половину дороги. Правильно ли поступили ребята?
- Аня собралась переходить дорогу по пешеходному переходу. Она дождалась зеленый свет и уже ступила на пешеходную дорожку, как услышала сирену скорой помощи, которая быстро приближалась к ней. Как правильно поступить Ане в данной ситуации?
- Игорь очень любил кататься на велосипеде. Он всегда катался только в своем дворе. Но сегодня мама разрешила ему поехать кататься с другом в парке, который был через дорогу. Ребята подъехали к пешеходному переходу. Какие правила они должны выполнить, пересекая проезжую часть?
- Лена гуляла на улице одна. Неожиданно она услышала веселую детскую песню. Лена пошла на громкий звук песни, чтобы посмотреть, что же там происходит. Она прошла несколько дворов и увидела, что под музыку весело играли дети. Это у одного из мальчиков было день рождение и его родители устроили для детей веселые развлечения. Лену приняли в игру, и она весело провела время. Все ребята разошлись и Лена тоже собралась домой, но тут она обнаружила, что не знает где находится ее дом. Она очень испугалась. Как должна поступить Лена в этой ситуации?
- Ваня ехал в автобусе и к нему подсела женщина. Она стала расспрашивать Ваню о том, как его зовут, куда он едет. Как поступить мальчику?
- Андрей загулялся на улице и не заметил, как стемнело. Ему нужно пройти через подземный переход. Как это сделать максимально безопасно?
- Мальчики позвали Антона поиграть на территории строительства нового дома. Как поступить Антону?
- Марина шла по улице к своему дому и вдруг увидела двух ругающихся мужчин, которые вышли из-за угла к ней навстречу. Какое безопасное решение должна принять Марина?
- Паша шел по улице и ему показалось, что кто-то его преследует. Как же поступить Паше?
- Настя не успела на автобус и расстроенная села на лавочку в остановке. И тут к остановке подъезжает машина и через открытое окошко незнакомая женщина предлагает Насте подвезти ее домой. Как поступить Насте?
- Оля шла по тротуару к своей подружке Маше в гости. Тут к ней подъезжает машина. Из машины выходит взволнованная девушка и просит Олю показать ей, как подъехать к ближайшей аптеке. У нее заболела бабушка и срочно нужны лекарства, а где находится аптека она не знает. Как поступить Оле?
В заключении хочется отметить, что формирование культуры безопасности на улице у детей дошкольного возраста требует совместных усилий педагогов, родителей и общества в целом. Регулярное обучение и практика правил безопасного поведения на улице помогут детям усвоить эти навыки и использовать их в реальной жизни. Осознанное и ответственное поведение на улице не только обеспечит безопасность детей, но и поможет им развивать навыки самостоятельности, принятия решений и социальной адаптации.