Папки-передвижки

Роль экспериментальной и научно-исследовательской деятельности в формировании у обучающихся потребности в саморазвитии

Мария Луконина
Роль экспериментальной и научно-исследовательской деятельности в формировании у обучающихся потребности в саморазвитии
▼ Скачать + Заказать документы

Не секрет, что дети дошкольного возраста по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В течение жизни человека процесс познания проходит разные этапы развития. Так, любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему на первых порах адаптироваться к новым условиям жизни. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, настроенного на познание мира.

Публикация «Роль экспериментальной и научно-исследовательской деятельности в формировании у обучающихся потребности в саморазвитии» размещена в разделах

Однако, экспериментально- исследовательская активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Необходимо целенаправленно развивать положительное отношение к исследованию, познавательный интерес к окружающей действительности, и делать это нужно уже в дошкольном возрасте.

Это может осуществляться через поощрение присущей детьми любознательности, связанной потребностью в новых впечатлениях. Проявляться детская любознательность может в форме многочисленных детских вопросов. Отвечая на задаваемые детьми вопросы, поощряя их возникновение, мы постепенно переводим детскую любознательность в стойкую потребность в узнавание нового, которая сможет в дальнейшем направлять деятельность ребёнка.

Одним из путей целенаправленного развития детей является детское экспериментирование. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружение общего в конкретных проявлениях действительности.

Наши дети просто обожают проводить опыты, эксперименты, Центр науки для них - «Волшебная комната».

Для поддержания интереса детей к экспериментированию создали помощника – сказочного персонажа, который помогает в формулировании различных ситуаций для исследования. Назвали мы его маленький "Почемучка". Девиз нашего детского центра науки:

Мы пытливые умы,

Мы с вопросами на «ты»!

«Почему?» - вопрос любимый,

Помогает нам расти!

Работа в центре науки проводится в игровой форме. Дети становятся юными «учеными-исследователями». Мальчики и девочки с удовольствием проводят опыты с водой, снегом, льдом, паром, песком, воздухом, магнитами, кинетическим песком, сами выдвигают гипотезы, делают соответствующие выводы, зарисовывают ход и результат экспериментов, вместе с детьми делаем фотоотчет нашей научно-исследовательской деятельности, делимся интересными факторами с родителями.

Центр науки «Хочу всё знать!»

Задачи:

Формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;

развивать познавательный интерес к миру природы;

повышать интерес к исследовательской деятельности;

способствовать освоению детьми элементарных норм поведения по отношению к природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни;

формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;

формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязь человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

упражнять детей в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике, делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать их со своими предположениями;

развивать у детей способности творческого применения полученных в процессе экспериментирований знаний и умений;

знакомить детей с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями.

Наш научный центр «Хочу всё знать» создан для развития у детей познавательного интереса, эстетического, эмоционального развития, приобретения навыков самостоятельной работы, развития воображения, мышления, интеллекта, повышения интереса к исследовательской деятельности, формирования научного мировоззрения. В центре дети заняты игровой, экспериментальной- научной деятельностью, наблюдениями. Ее главное назначение –

В центре расположены:

стол

шкаф

наборы стаканчиков разной степени прозрачности, ложечки, трубочки для коктейля, различные по объему ёмкости.

комплекты для игр с водой, песком, воздухом,

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, магниты, различные сосуды, колбы, микроскоп, термометры, зеркала, набор юного исследователя;

сыпучие материалы: в подписанных баночках (морская соль, поваренная соль, сахар, манка, гречиха, пшено,); красители пищевые и непищевые (гуашь, акварель) ;

• воздушные шарики, поролоновые губки, свечки, зеркала, цветные и прозрачные стекла, мыльные пузыри, кусочки мыла и др. ;

При оборудовании нашего центра мы старались учитывать следующие требования:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• доступность расположения всех материалов;

• достаточность.

Приведу несколько примеров проведения опытов

Опыт: «СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Вместе с детьми разложили на подоконнике, чтобы солнечные лучи падали на листы бумаги разных цветов (среди которых были листы белого и черного цвета). Оставили «греться» на солнышке. Спустя некоторое время попросила детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным? Как вы думаете почему черный лист нагрелся больше чем другие?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

Опыт: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Этот опыт помог показать детям сокодвижение в стебле растения.

Развели пищевые красители в одноразовых стаканчиках, поставили стебли пекинской капусты в стаканчик и стали ждать с нетерпением следующего дня.

Утром к восторгу и удивлению детей пекинская капуста стала цветной!

Дети выдвинули гипотезу окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся разного цвета.

Опыт: «ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ»

Этот эксперимент помог наглядно, не на словах показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

Опыт «НЕВИДИМКА-ВОЗДУХ»

Воздух как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы сделали ряд опытов.

1. Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

2. У нас есть вдох и выдох.

3. Сколько весит воздух?

4. Можно ли поймать воздух?

5. Бывает ли воздуху холодно?

6. Вдунь шарик в бутылку.

7. Может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Опыт: «Волшебный песок»

Дети с интересом экспериментируют с песком :

1. Песчаный конус (течения песка)

2. Свойства насеянного песка.

3. Свойство мокрого песка.

4. Песочные часы.

5. Своды и тоннели.

Опыт: “Подводная лодка из яйца”

Провели опыт с яйцом и соленой водой. В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. Гипотеза: В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли)

Опыт: “Подводная лодка из винограда”

Взяли стакан с газированной воды и бросали виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока газированная вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать)

“Капля шар” Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков)

“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. (Вода обладает склеивающем действием)

“ Куда делись чернила? Превращение” В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах.

(Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)

Опыт: «Круговорот воды в природе в пакете»

С помощи этого увлекательного опыта дети наглядно смогли увидеть интересный процесс круговорот воды в природе.

Налили голубую воду в прозрачный пакет и повесили на окно, чтобы солнечные лучи нагрели воду. При солнечной погоде мы смогли увидеть как капельки испаряются, то поднимаются вверх в виде конденсата, то опускаются в нарисованное «Море»

Мы создаем условия для положительного эмоционального отношения к исследовательской деятельности, интенсивно формируем мотивационную сферу, стремимся, чтобы научный материал становился предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребёнка, чтобы средства активизации обеспечивали активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса к исследованию, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Таким образом, дошкольное детство имеет огромное значение для мотивации детей к познанию, к исследованию и экспериментированию в дальнейшем. Именно в этот период мы осуществляем интенсивное интеллектуальное развитие, эмоциональное воспитание и происходит социальная адаптация, в основном, посредством игры. Эксперименты и научно-исследовательская деятельность усиливают умственную активность ребенка, поскольку он, делая что-то, думает. Во время опытов дети размышляют, запоминают, развивают любознательность, творческое воображение, стремление познавать свойства окружающих вещей. В процессе игровой экспериментальной деятельности расширяется и обогащается словарный запас детей, развивается абстрактно-логическое мышление.

Наши воспитанники любознательные, активные, инициативные, самостоятельные, интересующиеся всем вокруг, а это залог их успешного будущего, самореализации и постоянного самосовершенствования и роста.

У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполни одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

Публикации по теме:

«Использование проектного метода в формировании у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности» Об актуальности проблемы формирования у дошкольников потребности в двигательной активности. Здоровье – это большой дар, без которого трудно.

Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей и родителей. «Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста».

Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…» А. Эйнштейн «Познание начинается с удивления» Аристотель Малыш – природный исследователь.

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский.

Развитие исследовательской активности дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Туяа» ГО «Поселок Агинское» Методические рекомендации п. Агинское.

Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании патриотизмаРоль туристско-краеведческой деятельности в формировании патриотизма Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекает большое внимание мыслителей-философов, ученых,.

Роль воспитателя ГПД в формировании личности обучающихся Роль воспитателя в развитии обучающихся Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности .

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации Пояснительная записка Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных.

Взаимодействие воспитателей и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни Взаимодействие воспитателей и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни. Воспитатель: Рыбакова Ю. В. Среди значимых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль экспериментальной и научно-исследовательской деятельности в формировании у обучающихся потребности в саморазвитии
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 18:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль экспериментальной и научно-исследовательской деятельности в формировании у обучающихся потребности в саморазвитии» (включая файлы) размещена пользователем Мария Луконина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД