Булдакова Ольга
Роль воспитателя ГПД в формировании личности обучающихся
Роль воспитателя в развитии обучающихся
Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся. Ведь каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания, привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. Важно построить свою деятельность так, чтобы работа, направленная на формирование ценностных ориентаций школьников, стала ее контекстом и содержанием.
Публикация «Роль воспитателя ГПД в формировании личности обучающихся» размещена в разделах
Воспитательный процесс есть целое искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к обучающимся. Существует мнение, что подлинным воспитателем может стать лишь талантливый человек, педагог от рождения.
Настоящий воспитатель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, выход из любой ситуации, сумеет зажечь, взволновать каждого ребенка, повысить его «Я».
Справедливо считается, что учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится, совершенствуется всю жизнь. То же самое относится и к воспитателю : настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится искусству и науке воспитания, постоянно занимается самовоспитанием.
Что же такое личность?
Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Каким должен быть воспитатель общеобразовательного учреждения?
Во-первых, обладать определенными личностными качествами (Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Этот список можно продолжить. Воспитателю нужно обладать многими качествами, но, прежде всего, быть высоко нравственным человеком);
во-вторых, быть профессионалом, мастером (это просматривается в активности, проявляющей себя в инициативном, творческом отношении к воспитательной деятельности).
Только в этом случае воспитатель будет способен формировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.
Воспитатель должен быть интеллигентным человеком в полном смысле этого слова. Подлинная интеллигентность не позволит ему неуважительно отзываться о родителях обучающегося, о самом ребенке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний. Если, общаясь с родителями, воспитатель говорит только о недостатках обучающегося, это вызывает лишь негативную реакцию. Иначе не будет контакта, который так необходим для воспитания детей.
Основными направлениями деятельности воспитателя являются :
- организация учебно-воспитательного процесса, руководство им и контроль за развитием этого процесса с учетом специфики требований новых ФГОС;
- содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС;
- обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности учебно-воспитательного процесса.
Педагог должен последовательно расширять и углублять представления учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Решению этой задачи способствует использование следующих психолого-педагогических принципов:
- принцип гуманизма (забота, предупредительность, стремление помочь в беде);
- принцип личностного подхода в группе, коллективе (принадлежность личности к группе, принятие её основных ценностей);
- принцип ведущей деятельности (определение деятельности, занимающей основную, ведущую роль в формировании личности);
- принцип системного подхода (превращение духовных и общегражданских ценностей общества в ценности личности);
- принцип инициативы и социальной активности (самодеятельность учащегося, самоуправление);
- принцип целостности и комплексного подхода (единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания).
В третьем разделе «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование» и «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования» прописаны «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы» :
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни;
-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое, воспитание);
-воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).
Отсюда определяются направления деятельности воспитателя для достижения планируемых в воспитательном процессе результатов. Это могут быть такие направления как:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общекультурное;
- общеинтеллектуальное;
Цель воспитательной работы : максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Задачи современного воспитателя : Помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей. Воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Функции воспитателя :
1) Организационно-координирующие обеспечение связи ОУ с семьей; установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога.); проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся; взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2) Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе детей; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3) Аналитико-прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива.
4) Контрольные : контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью занятий обучающимися.
Взаимодействие
Большое значение в деятельности воспитателя имеет сотрудничество с классным руководителем, учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников. Тесно взаимодействовать с социальным педагогом и школьным психологом, призванными быть посредниками между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся, Сотрудничая с библиотекарем, воспитатель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Воспитатель наряду с классным руководителем играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, я думаю, сегодня мы все вместе определили. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие наши проблемы будут решены.
Таким образом, роль воспитателя налицо, он решает все организационные вопросы коллектива обучающихся и отвечает за жизнь и здоровье детей, осуществляет проведение всей воспитательной работы в группе воспитанников. В работе воспитателя во главу угла ставятся вопросы развития интересов, индивидуальных склонностей и способностей обучающихся, раскрытия их личностных качеств, формирования общественной культуры, навыков общения, гуманистических привычек. Воспитатель должен уметь сплотить обучающихся в дружный единый коллектив, пробудить в каждом учащемся желание жить активной жизнью, найти для каждого обучающегося соответствующее место в коллективе, создать особое воспитательное пространство, в котором обучающийся будет социально защищен.
Закончить выступление хочу словами К. Д. Ушинского, которые, на мой взгляд, отражают основную суть деятельности воспитателя : «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь».