Олеся Иванова
«Использование проектного метода в формировании у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Об актуальности проблемы формирования у дошкольников потребности в двигательной активности.
Здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые ему требования. В современном обществе проблема сохранения, укрепления здоровья детей является очень актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний, но как о полном физическом, психическом и социальном благополучии. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют : уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний. Наша группа не является исключением. На данный момент детей с первой группой здоровья - 8 человек, со второй - 13 человек, с третьей - 4 человека. Это значит, что у 68 % детей имеются те или иные отклонения в здоровье. В тоже время, одним из самых важных критериев успешности работы в ДОУ является формирование такого интегративного качества дошкольников, как «физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками». И это не случайно. Ведь болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Здоровье ребенка зависит не только от биологических, экологических, социальных и гигиенических факторов, но и от характера педагогических воздействий на ребенка. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма удовлетворение естественной потребности в движении, т. е. двигательной активности, является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Потребность в двигательной активности является одним из показателей сформированности вышеназванного интегративного качества.
Публикация «„Использование проектного метода в формировании у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности“» размещена в разделах
Осознавая актуальность проблемы обеспечения оптимальной для детей двигательной активности мы поставили для себя цель:
Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности.
1. Результаты педагогической диагностики.
Для того, чтобы оценить уровень двигательной активности и выявить потребность наших воспитанников в движении, нами была проведена в начале учебного года педагогическая диагностика. В ходе педагогической диагностики мы оценивали особенности двигательной активности наших воспитанников, а также их умение использовать приобретенные двигательные навыки в самостоятельной деятельности.
При оценке особенностей двигательной активности мы опирались на характеристики, данные М. А. Руновой.
Основными методами педагогической диагностики были:
- наблюдения и анализ самостоятельных двигательных действий детей на прогулке и в помещении;
- беседа с детьми с целью выявления знаний подвижных игр и умений организации и самоорганизации детей старшего дошкольного возраста в них.
В ходе анализа и оценки мы обращали внимание на следующие показатели:
- соответствует ли содержание двигательной деятельности возрасту детей;
- умеют ли дети разнообразно действовать с пособиями для развития движений;
- владеют ли дети техникой действия (отбивать мяч, ловить, прыгать через скакалку и др.);
- умеют ли объединяться в своих действиях с другими детьми;
- проявляют ли интерес к деятельности.
Для выяснения знаний подвижных игр и умений организации и самоорганизации задавали детям следующие вопросы:
- Какие подвижные игры ты знаешь?
- Какие правила подвижных игр ты можешь выделить?
- Какие способы выбора водящего ты знаешь?
- Сумеешь ли ты организовать игры с товарищами?
В результате нами были получены следующие результаты:
1. Распределение детей на подгруппы в зависимости от уровня ДА:
1 подгруппа (высокая подвижность) - 10 человек
Эти дети обладают высокой интенсивностью движений, имеют хороший уровень развития ОВД, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать самостоятельную двигательную деятельность. В тоже время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий. Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке, насыщенная играми с преобладанием бега и прыжков.
2 подгруппа (средняя подвижность) - 12 человек.
У этих детей хороший уровень развития двигательных качеств, характерно разнообразие СДД, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности. Дети отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр и физкультурных пособий, являются инициаторами коллективных игр.
3 подгруппа (низкая подвижность) - 4 человека.
У этих детей низкий объем двигательной активности. Отмечено отставание показателей развития ОВД и физических качеств от возрастных нормативов. Им присуща малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Чаще всего они бывают неуверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях.
2. Результаты обследования умений использования приобретенных навыков в самостоятельной деятельности (см. таблицу № 1)
Выводы:
К высокому уровню можно отнести 4 человека. Эти дети выполняют действия на высоком техническом уровне, действуют разнообразно. Умеют объединяться с партнерами. Знают 2-3 подвижных игры и умеют организовывать их со сверстниками.
К среднему уровню мы отнесли 11 человек. Эти дети выполняют действия в соответствии с программными требованиями, владеют техникой действия. Но для них характерна однотипность (шаблонность) выполняемых действий. Дети знают не более одной игры, но организуют ее только с помощью воспитателя.
К низкому уровню мы отнесли 12 человек. Эти дети выполняют действия не в полном объеме программы, техника движений не соответствует возрастному уровню. Действия однотипны. Не знают подвижных игр и не умеют их организовывать самостоятельно.
Исходя из полученных данных педагогической диагностики, можно прийти к выводу:
- в группе достаточно большое количество детей, у которых наблюдается низкий интерес к двигательной деятельности, неумение ее организовывать, нежелание участвовать в подвижных играх и соревнованиях, что может негативно сказаться на общем развитии ребенка.
В тоже время, очевидно, что двигательная активность формируется успешнее, если физические упражнения выполняются детьми охотно и радостно, стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются при использовании разнообразных пособий, игрушек, предметов.
В связи с этим нами были определены задачи работы.
3. Задачи работы.
1. Способствовать развитию осознанного отношения к занятиям по физической культуре.
2. Развивать у детей интерес к двигательной деятельности через широкое использование подвижных игр и игровых приемов.
3. Совершенствовать самостоятельную двигательную деятельность детей через создание необходимых условий в группе и на участке.
4. Создание условий для двигательной деятельности в группе.
При организации развивающей предметно-пространственной среды мы стараемся учитывать интересы ребенка, его двигательные возможности, уровень развития двигательных способностей. Среда тогда и будет развивающей, когда она позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
В нашей группе созданы следующие условия для организации СДД:
- в режиме дня выделено время для свободной самостоятельной деятельности детей, в том числе и двигательной;
- в группе достаточно большая свободная площадка, где дети могут организовать подвижные игры, выполнить физические упражнения;
- в спортивном уголке имеются необходимые пособия (шведская стенка, маты, пособия для ОРУ, музыкально-ритмических движений – султанчики, флажки, ленточки)
- для развития способности самостоятельно выполнять те или иные движения, в уголке имеются карточки с изображением схем выполнения некоторых движений, перестроений.
5. Методика работы.
В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОУ наша работа строится по четырем основным блокам:
- непосредственно-образовательная деятельность, куда входят все формы двигательной активности детей (занятия по физическому развитию, разные виды гимнастики, физкультминутки, двигательные паузы и др.);
- совместная с педагогом деятельность (подвижные игры и развлечения, спортивные и физкультурные досуги, игры-соревнования, индивидуальные и подгрупповые упражнения, решение проблемных ситуаций, ситуационные задачи, исследовательская деятельность и др.)
- самостоятельная деятельность детей (во всех видах самостоятельной деятельности детей, в т. ч. в условиях исследовательских и игровых проектов, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры). Самостоятельные спортивные игры и упражнения.
- организация работы с родителями (беседы, консультации, участие в совместных проектах и др.)
В содержание двигательной деятельности традиционно входят основные движения, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения и перестроения, спортивные упражнения, элементы спортивных игр, подвижные игры.
Однако, поставив перед собой задачи развить у детей интерес и потребность в двигательной активности, перед нами встала необходимость поиска новых, современных подходов к организации двигательной деятельности с нашими воспитанниками. На наш взгляд, одним из эффективных способов решения поставленных целей и задач может стать проектный метод.
Проектный метод представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Данный метод позволяет в полной мере реализовать принцип интеграции всех образовательных областей, заложенный в основной общеобразовательной программе дошкольного образования в ДОУ. Кроме того, он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Учитывая все вышесказанное, мы решили разработать и осуществить в течение года несколько проектов, которые будут способствовать развитию у детей потребности в двигательной активности.
Первый проект, который мы осуществили с нашими воспитанниками в ноябре месяце мы назвали «Путешествие в Играй-город». Опираясь на изученную методическую литературу и рекомендации по внедрению проектного метода, мы построили свою работу в несколько этапов:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – определяется план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие средства можно использовать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Например, в ходе проекта «Путешествие в Играй-город» была определена проблема: «Роль подвижных игр в сохранении и укреплении здоровья».
Цель: развитие познавательных, двигательных и организаторских способностей в процессе разработки и составления картотеки подвижных игр.
Задачи:
- развивать способности к поисковой деятельности,
- продолжать учить детей использовать ранее полученные знания в самостоятельной деятельности (практической, двигательной,
- совершенствовать уровень имеющихся навыков в организации подвижных игр,
- совершенствовать стиль партнерских отношений.
В начале проекта с целью введения детей в проблему, была проведена беседа на тему «Что помогает нам сохранить и укрепить здоровье». Дети, используя имеющийся опыт, высказывали разные предположения (надо не болеть, не простужаться, быть сильным и др.). В результате пришли к выводу о том, что для того, чтобы быть сильным, закаленным и не болеть, надо заниматься физкультурой. Затем мы задавали детям вопросы о том, чем больше всего нравиться заниматься детям на физкультурных занятиях. Большинство детей ответили, что больше всего любят играть. На вопрос о том, какую пользу здоровью могут оказать подвижные игры дети сразу ответить затруднились. Я предложила детям самостоятельно найти ответ на данный вопрос. Совместно с детьми мы обсудили, у кого можно об этом спросить. Решили, что можно узнать у родителей, у нашего инструктора по физической культуре Светланы Анатольевны, у врача. На следующий день многие дети делились полученными знаниями, рассказывали о том, что им сообщили родители (подвижные игры учат быть ловкими, быстрыми; в подвижных играх учимся бегать, прыгать, попадать в цель и др.). Некоторые дети делились впечатлениями о том, в какие игры они играют с родителями.
В результате проведенных бесед появилась идея оформить альбом любимых подвижных игр не только наших воспитанников, но и их родителей.
В ходе реализации проекта задачи решались через интеграцию всех образовательных областей. Например, в процессе художественно-творческой деятельности совместно с детьми был изготовлен коллаж «Наши любимые спортивные игры», вместе с детьми изготавливали схемы, модели выполнения некоторых действий в подвижных играх.
Составление детьми рассказов о любимых подвижных играх, участие в коллективных беседах, обсуждениях, разучивание считалок, стихотворных текстов, сопровождаемых некоторые подвижные игры, позволяли решать задачи в развитии коммуникативных навыков.
В течение всей тематической недели мы с детьми часто играли в их любимые подвижные игры, устраивали спортивные соревнования на прогулке, разучили несколько новых подвижных игр, попробовали поиграть в те игры, описание которых дали родители наших воспитанников.
Работа с родителями.
Как уже было сказано, в целях реализации данного проекта были задействованы и родители наших воспитанников. Была проведена следующая работа:
- Проведена консультация на тему «Формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности»;
- Анкетирование родителей на тему: «Роль подвижной игры в семейном воспитании»;
- Конкурс на тему «Самая любимая подвижная игра»;
- Проводились индивидуальные консультации на тему: «Гиперактивный ребенок», «Условия в семье для развития двигательной деятельности» и др.
В результате проделанной работы некоторые родители стали нашими активными и заинтересованными помощниками.
Итоги работы.
В результате осуществления данного проекта нам удалось решить поставленные задачи:
- У детей появились некоторые навыки поисковой деятельности, дети узнали способы самостоятельного поиска нужной информации;
- дети имели возможность использовать ранее полученные знания в самостоятельной деятельности, многие дети умеют организовывать самостоятельно знакомые подвижные игры, повысился интерес к использованию пособий в уголке двигательной деятельности в группе.
- О повышении интереса к подвижным играм свидетельствует и тот факт, что дети стали больше общаться на данную тему, рассказывать о том, как провели выходные, в какие игры играли.
Убедившись в целесообразности данного метода, мы планируем разработать и осуществить еще несколько проектов, которые будут направлены на формирование интереса к физическим упражнениям, к двигательной деятельности («Зимние развлечения», «Путешествие в Спортландию»).