Оля Михеева
Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекает большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, писателей, поэтов фактически на протяжении всей истории человечества.
Несомненно, что вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Однако, невозможно воспитать гражданина из ребёнка, изучающего свою Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с историей, культурой и социальными условиями жизни народа, в процессе военно-исторической, поисковой и исследовательской работы. При систематической туристско-краеведческой деятельности такое общение осуществляется непрерывно.
Публикация «Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании патриотизма» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Таким образом, в туристско-краеведческой деятельности не только формируются патриотические убеждения, она позволяет осуществлять тренировку навыков патриотического поведения.
В Чайковском районе центром туристско-краеведческой деятельности является Станция детского и юношеского туризма и экскурсий.
Патриотическое воспитание является приоритетным в воспитательной концепции Станции туризма и является многоплановой, систематической, целенаправленной и скоординированной деятельностью, включающей в себя организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций; комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; необходимых физических качеств обучающихся, а также управляемую деятельность обучающихся по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.
В работе СДЮТЭ по патриотическому воспитанию обучающихся можно выделить следующие задачи:
разработка и внедрение эффективных форм и методов, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность;
развитие гражданского и национального самосознания обучающихся, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою Родину;
создание педагогических ситуаций, направленных на формирование способности и готовности к защите Отечества в спортивных мероприятиях и интеллектуальных конкурсах.
Формирование патриотизма средствами туристско-краеведческой деятельности предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Первая группа включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера : беседы, участие в мероприятиях, относящихся к памятным датам истории страны (День Победы, День памяти и скорби, День памяти жертв и участников ликвидации аварии на ЧАЭС и т. д.) встречи с ветеранами, писателями, краеведами, религиозными деятелями, журналистами, спортсменами.
Вторая группа характеризуется большей прикладной направленностью и включает в себя формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, краеведческих мероприятий (краеведческая игра «Фестиваль народов Прикамья», интеллектуально-спортивных игр «Семейная радиалка» и «Лабиринт памятных мест», турслётов, соревнований (по спортивному туризму, спортивному ориентированию, экологических акций и «десантов» («Помоги Природе», «Зелёная тропа», Школ музейного актива. Большую роль в патриотическом воспитании играет организация исследовательской деятельности. Все исследовательские работы обучающихся Станции туризма носят практический характер (они публикуются, по их материалам реализуются проекты) и являются победителями и призёрами конкурсов различного уровня. Кроме этого на базе СДЮТЭ Ежегодно проводится муниципальный этап Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ учащихся «Отечество».
К особо перспективным формам организации патриотического воспитания необходимо отнести деятельность обучающихся, осуществляемую в рамках походов по родному краю и поисковых экспедициях.
Третью группу образуют такие формы патриотического воспитания, имеющие военно-патриотическую направленность : Оборонно-спортивный оздоровительный лагерь (ОСОЛ, учебные сборы, военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования «Школа выживания», олимпиада по ОБЖ.
Ожидаемый результат патриотического воспитания : у детей и подростков будут сформированы важнейшие социально значимые качества: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству.
Список литературы:
1. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 405-412.