Марина Фомичёва
Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…»
А. Эйнштейн
«Познание начинается с удивления»
Аристотель
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Ребенок открывает мир через опыт своих личных ощущений, действий, переживаний. Любопытство, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения детей. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок расширяет представления о мире.
Публикация «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как удовлетворить детскую любознательность? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
В основе возникновения детского экспериментирования лежит потребность ребенка в новых впечатлениях. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем полноценнее и быстрее он развивается.
Любопытство, удивление, выдвинутая кем-то проблема или просьба может стать поводом к началу экспериментирования.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Педагогами организуется исследовательская деятельность детей, создаются разнообразные проблемные ситуации. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности. В уголках имеются материалы для экспериментирования : коллекции бумаги и ткани, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, камни, карты, схемы и т. п.
Без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами не решается ни одна воспитательная или образовательная задача. Поэтому важна роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности у детей. Несложные опыты и эксперименты рекомендуется организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание родителей и немного фантазии.
Первое экспериментирование предполагает руководство взрослого. Анализируя результат, дети выдвигают свои предположения. Они могут быть правильными и ошибочными, иногда противоречивыми. Родители должны выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Часто дети затрудняются самостоятельно формулировать выводы, поэтому детей нужно побуждать к этому. Задача родителей в таком случае – заинтересовать и увлечь ребенка поиском ответа, создать условия для самостоятельного решения проблемной ситуации, активизировать мышление. Далее дети сами проявляют инициативу и творческий подход к экспериментам.
Для экспериментирования важно использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей.
Так, например, при уточнении понятия детей о том, что воздух – реально существующий газ; формирование представления о кислороде и углекислом газе; о значимости воздуха в жизни человека можно провести следующие эксперименты :
1. Чтобы почувствовать движение воздуха, предложить помахать веером около лица. Вывод: воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером.
2. Предложить «поймать» воздух размахивая пакетом. Вывод: пустой пакет стал упругим – в нем воздух.
3. Опустить пустую бутылочку в таз с водой – из бутылочки выходят пузырьки. Вывод: пустая бутылка оказалась не пустой – в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузыри поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости.
4. Объяснить, почему круг для плавания наполняют воздухом? Вывод: круг для плавания наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности моря или реки.
5. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Вывод: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.
Проведите следующие эксперименты :
“Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем предметы из разных материалов. (всплывают деревянные предметы)
“Почему яйцо не тонет?”. Наливаем в один стакан воду пресную, в другой соленую. В соленой воде яйцо всплывает. (в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
“Цветок лотоса”. Цветок из бумаги, лепестки которого загнуты к центру, опускаем в воду. Цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются)
“Волшебные спички”. Надломить спички и капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и начинают расправляться)
“Подводная лодка из вишенки”. Берем стакан газированной воды и бросаем вишню, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа, вишенка всплывает. (пока газ не выдохнется, вишня будет тонуть и всплывать)
Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям возможность самостоятельно познавать законы природы, находить ответы на возникшие вопросы. Поэтому, важно, как в детском саду, так и в семье больше уделяйте внимания детскому экспериментированию.