Валентина Тюняева
Роль семьи в художественном-эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно - эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие создавать продукты ручного творчества.
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащает жизнь человека, его духовный мир, но и организует, направляет его поведение и поступки. Поэтому важной задачей родителей является развитие у ребёнка эстетической восприимчивости ко всему окружающему.
Публикация «Роль семьи в художественном-эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Например, ребёнок тянется к яркой игрушке, он выражает радость от общения с природой. Часто мы слышим от ребё нка восторженные восклицания: Посмотри, какой красивый цветок!", "Смотри, какая бабочка!". Но часто взрослые не обращают на это должного внимания. Поэтому, первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться предметами окружающего мира, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить их, не сломать. Это формирует в ребёнке гуманистическое отношение к природному миру. Самое страшное в человеке - это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к предметам и явлениям окружающего мира.
Большое значение имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребёнка о предмете. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому развитие у ребёнка культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному рассматриванию предметов и явлений является важной стороной воспитательной работы в семье. Но для того, чтобы развивать у детей эстетическое восприятие, взрослый должен обладать способностью эстетического видения.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, имеют большое значение для ребёнка. Надо обращать внимание на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность. Любоваться красотой цветущих деревьев, кустов, цветов. Замечать перемены, которые происходят в природе: цвет листьев меняется в зависимости от времени года, перелётные птицы улетают на юг, а потом опять возвращаются, облака и тучи на небе имеют разный цвет, форму. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Объекты для наблюдения в целях расширения представлений ребёнка о мире, его изменчивости и красоте найдутся всегда: это и летающие над лугом птицы, и сидящий на цветке пушистый шмель, и плавно опускающиеся на землю снежинки, и подгоняемые ветром опавшие листья.
Образное эстетическое восприятие ребёнка качественно обогащается в тех случаях, когда взрослый использует потешки, прибаутки, образные выражения, поэтические строки. Сам процесс восприятия должен быть эмоционально-радостным, вызывать у ребенка положительное отношение к действительности, желание наслаждаться красотой, изобразить увиденное.
Большое значение для развития художественно-эстетических способностей ребёнка, имеет рисование. С самого начала важен здоровый подход к изобразительной деятельности ребёнка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребёнка, говоря при нём, что это будущий художник, но и нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству.
Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления окружающей жизни, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашами и красками.
Самое главное - вовремя заметить тягу ребёнка к творчеству и поддержать его. Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное, хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета, могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, то есть делают его красивым. Красиво то, что просто, тщательно и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям.
Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему миру и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством - всё это доступно родителям. И это будет прочным фундаментом дальнейшего художественно-эстетического развития формирующейся личности ребёнка.
Но, к сожалению в семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень россиян, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательную образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий детского сада и семьи, в которой он воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный детским садом; повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации.
Воспитатель помогает родителям создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Виды работы с родителями, по развитию интереса к художественно - эстетическое творчеству разнообразны - организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др.
Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и коллективная.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п.
Коллективные формы – это консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является тесное общение с семьёй. Оно позволяет воспитателю познакомиться с жизнью ребёнка, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми, а так же ежеквартально выходит мини – газета для родителей в которой также затронуты вопросы о здоровье и воспитании детей.
Таким образом, установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек. В целях повышения эффективности взаимодействия, педагогам необходимо использовать разнообразные формы организации работы с родителями. Добиваться как можно более активного включения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, а для этого активизировать все свое педагогическое мастерство, творческое отношение в решении данного вопроса.
Правильно организованные действия педагогов и родителей позволят ребенку получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это откроет для ребенка мир творческого развития, будет способствовать его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.