Светлана Женухова
Роль сказок и литературных произведений в обучении дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Роль сказок и литературных произведений в обучении дошкольников.
В настоящее время невозможно представить детство любого малыша без сказок. Сказки похожи на простые короткие истории, они никогда не выйдут из моды. Слушая сказки, ребенок охотно верит в чудо и ищет применение сказочным сюжетам в своей жизни. Как бы не менялся окружающий мир вокруг ребенка, магия волшебства сказки, их литературный язык и мудрость остаются важными для развития и формирования личности дошкольников.
Публикация «Роль сказок и литературных произведений в обучении дошкольников,» размещена в разделах
Сказка развивает и корректирует самые разнообразные черты характера и поведения ребенка. Поэтому чтение такой литературы должно носить системный характер. Так же важен воспитательный аспект сказки.
Сказка - это максимально приближенный к жизни история, которая в ненавязчивой форме демонстрирует ребенку различные стереотипы поведения. В сказке нет четко выраженной морали как в басне, но именно этим она и хороша. В основе большинства сказок лежат простые необходимые современному обществу идеалы гуманизма, добра и взаимовыручки. Сказки учат ребенка преодолевать трудности, учат вести себя в разных ситуациях, даже опасных для жизни, формируют веру в превосходство добра над злом, неизбежность его финальной победы.
Для того чтобы ребенок смог осмыслить все эти ценные воспитательные моменты нужно сделать чтение максимально интересным и увлекательным. Не нужно стараться прочитать как можно больше. В этом процессе важным является качественный, а не количественный показатель. Если нужно прочитать несколько историй, сказок необходимо сделать перерыв, в ходе которого можно обсудить с ребенком его мнение по поводу прочитанного.
Положительные герои сказок наделены мужеством, смелостью, упорством, красотой и множеством других ценных качеств, идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Так для девочек - красная девица (умница и рукодельница, для мальчиков - Иван Царевич (смелый, сильный, добрый, трудолюбивый).
Сказка "Маша и медведь" предостерегает, что в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду, но уж если беда случилась, не стоит отчаиваться, нужно стараться найти выход из сложившейся ситуации. Сказки "Кошкин дом", "Спящая красавица" учат дошкольников правильному обращению с огнем и острыми предметами. Наказ слушаться старших и родителей звучит в сказках "Гуси -лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Бобовое зернышко". А такие сказки как "Красная шапочка", "Колобок", "Волк и семеро козлят", "Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка" учат осторожности при общении с незнакомыми людьми.
Ни одна из сказок не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Поэтому обсудит впечатления и переживания ребенка после прочитанного, оценить поступки персонажей обязательно.
Сказка не только может воспитывать, но и помогать скорректировать поведение ребенка,снимать сложные психологические проблемы и стрессы. Для этого достаточно выбрать подходящую сказку и проиграть ее в театрализованных постановках. Отличным коррекционным моментом может стать игра "придумай по-другому", в которой ребенок сам создает финал любой сказки.