Галина Янус
Участие семьи в воспитании и обучении глухих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Воспитание глухих и слабослышащих детей – это комплексная проблема высшей степени, которая требует особого рассмотрения. Отсутствие принципиальных положений не дает истиной картины личности глухого ребенка, ведь язык слов играет более важную, решающую роль в общем развитии: в развитии социальной, психологической и биологической сущности.
Публикация «Участие семьи в воспитании и обучении глухих детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Темочки
Как правило, дети младенческого и раннего возраста до 2-3 лет воспитываются в семье, и родители могут очень многое сделать для малышей. Одним из главных условий для развития детей с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование. Большие преимущества использования слуховых аппаратов: возможность воспринимать звуки окружающего мира необходима для познания предметов их свойств и явлений и для регуляции поведения ребенка. Раннее слухопротезирование важно для развития слухо-зрительного восприятия речи, возможности слухового восприятия, контроля за своей речью. Необходимо объяснять родителям правила использования слуховых аппаратов: наличие вкладышей, подбора режима работы слухового аппарата, ухода за аппаратами. Ношение само по себе слухового аппарата не обеспечивает полноценного восприятия речи, а эффект достигается в результате длительной работы по развитию слухового восприятия и формированию навыков произношения.
В семье необходимо создать слухоречевую среду для не слышащего ребенка. Родители при общении с ребенком должны смотреть на него, ребенок должен всегда видеть лицо взрослого нужно привлекать его к вниманию губ, обращаться по имени, говорить эмоционально окрашенной естественной речью сопровождающей естественной мимикой лица и жестами, не утрировать слова, соблюдать нормы орфоэпии (собака-сабака). Обозначать предметы в квартире подписями печатным шрифтом: стол, стул, кровать, шкаф, дверь, туалет и т. д.
В процессе общения с ребенком нужно привлекать внимание ребенка к звучащим предметам и вырабатывать реакцию на звучащие игрушки со слуховыми аппаратами и на «голое» ухо: барабан, дудка, гармонь, бубен, свисток (ребенок действует, воспроизводит звукоподражания, повторять в игровой форме звукоподражания и лепетные слова (собака лает ав-ав, самолет летит в-в-в, кошка мяукает мяу, корова мычит му-му, лошадь –прр, машина -би-би, курица -ко-ко, поезд -у_у). Проговаривать отдельные слова: мама, папа, баба, деда, дом, мяч, ляля (кукла, привет, пока, дай, вот, там, тут, да, нет, иди сюда. Обращаться к ребенку с просьбами: дай (мяч, возьми (куклу, убери (тарелку, покажи (стол, где (собака). Обговаривать каждое действие, событие, сопровождая речью и жестом (ложка упала, девочка плачет, самолет летит). В процессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, предметы и действия, побуждает ребенка по подражанию называть их, так как может произнести ребенок в силу своих произносительных возможностей на данном этапе. Самое главное, чтобы ребенок подражал действиям взрослого. При попытке ребенка воспроизвести звуки или слова взрослый должен поддерживать и хвалить ребенка и радоваться вместе с ребенком его успехам.
Желательно контролировать расстояние, общаться с ребенком (в слуховых аппаратах) на расстоянии до 1м и более в зависимости от остаточного слуха, так ребенок будет воспринимать речь на слухозрительной основе. Речь сопровождает все ситуации ухода за ребенком, взрослый называет предметы и выполняемые действия. Речь не должна быть многословной, нужно использовать в одинаковой ситуации одни и те же слова так ребенок научиться их понимать.
Формирование речи является многократным процессом и необходимо развивать, прежде всего, устную речь, которая является средством общения. Формирование произносительных навыков у глухих детей проводиться по подражанию взрослого при условии использования слуховых аппаратов. Активизация голосовых реакций ребенка происходит в процессе проведения упражнений. В ходе общения взрослый «говорит» с ребенком, произнося звуки и их сочетания сопровождает их определенными движениями гимнастики - фонетической ритмикой. Фонетическая ритмика – один из основных приемов работы с детьми преддошкольного и дошкольного возраста над произношением. При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, слов фраз сочетается с определенными движениями. Методика фонетической ритмики описана в различных пособиях: Э. И. Леонгард, 1976, 1991; Н. Д,Шматко, Т. В. Пелымская 1991, 1993, 1995г. Родители могут воспользоваться этой литературой для ознакомления и самостоятельного использования.
На различных этапах дошкольного периода в семье должно проводиться трудовое воспитание оно включает в себя воспитание гигиенических навыков и поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение обязанностей в семье; расширение представлений о труде взрослых; труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за животными, рыбами, цветами; ручной труд в ходе, которого ребенок учиться изготавливать из бумаги и природного материала поделки, подарки. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, усвоению норм поведения и использования в собственном опыте ребенка при общении с людьми.
Ознакомление с окружающим миром является основой для формирования речи: усвоение значения слов, обозначающие предметы, свойства, действия, самостоятельное использование вопросов, побуждений при общении со взрослыми и детьми.
Познавательное развитие ребенка связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительного восприятия, запоминания, формирования целостного предмета, развитие восприятия цвета, формы, пространственных отношений, развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развития воображения. При формировании элементарных математических представлений ребенок должен считать в пределах двадцати; освоить прямой и обратный счет, знать состав числа, уметь решать примеры в пределах десяти, понимать и решать задачи. Математические знания ребенок использует в различных бытовых ситуациях, в играх, в познаний окружающего мира.
Игровая деятельность ребенка направлена на участие в ней с другими детьми, изготовление атрибутов. Важно учить детей передавать свои впечатления в играх, отражать отношения между людьми, использовать предметы-заместители.
Большое значение придается развитию творчества дошкольников в семье через изобразительную деятельность: рисование, лепка, аппликация. Изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Самоценным является не конечный продукт, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности и др.). Изобразительная деятельность - это интересно и полезно, в ходе которой разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные изображения. Дети приобщаются к миру прекрасного, развивается креативность, формируется эстетический вкус, что позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает, учит видеть мир в живых красках. Изобразительная деятельность связана с совершенствование ручной моторики (наклеивание, конструирование мозаика, наматывать клубки, бирюльки, «обезьянки») которая способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Кроме того, развитие ручной моторики имеет большое значение для подготовки детей к овладению письмом и расширению словаря.
При обучению дошкольников чтению в семье используется методика послогового чтения, которая подкрепляется составлением из разрезной азбуки слов, имен, собственным письмом ребенка печатными буквами. Для формирования чтения широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые ребенок вначале воспринимает целостно, а затем прочитывает по слогам. Важно объяснять ребенку значение слов и фраз, после прочтения ребенок указывает на предмет, выполняет действие. Для закрепления звукобуквенного состава слова используется письмо печатными буквами сначала в виде списывания с табличек, а затем по памяти при предъявлении ребенку предмета или картинки. Для формирования навыков чтения рекомендуется изготовления книжек-самоделок отражающих предметы и события в жизни и быту ребенка и взрослых.
В качестве развития внимания и воображения, словесной памяти рассматривается рассказывания, в процессе которого взрослый читает ребенку сказку, объясняя ее содержание с использованием игрушек, интонационно окрашенной речи, естественной мимики, и упрощенного для понимания ребенка текста.
Все виды деятельности носят развивающий характер и являются основой для формирования речи.
Уважаемые родители! Не откладывайте на завтра то, что можно сделать именно сегодня. Ведь кроме самых близких для ребенка в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Только близкие могут помочь ребенку познать мир, озвучить чувства и физическое состояние самого ребенка, комментировать происходящее вокруг, привлечь ребенка ко всему красивому, новому, интересному.