Ольга Гужова
Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основные функции РППСдля формирования безопасного поведения у дошкольников :
• Воспитательная функция. Наполнение и построение развивающей среды должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций в конкретных условиях проживания.
Публикация «Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения у дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
• Развивающая функция. Развивающая среда по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге организуется с учётом индивидуальных особенностей детей конкретной группы и степенью усвоения ими необходимых знаний и навыков. Организующая функция. Имеет в своей основе цель предложить ребенку атрибуты, игры, двигательные игрушки для активного их использования в разных видах деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улице.
Учитывая все эти функции, мы в логопедической группе № 1 создали соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.
Первое, что сюда относится, это уголок безопасности.
Уголку было выделено определённое место, с учетом того, что он должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение мы подобрали, в соответствие с возрастными требованиями и требованиями общеобразовательной программы ДОУ.
Уголок безопасности содержит :
1. Плакаты по ОБЖ, альбомы с наглядно-демонстрационным материалом.
2. Немаловажную роль в уголке безопасности играют макеты. Поскольку с помощью макета ребенок может смоделировать ситуацию и проиграть, а это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора.
В нашей группе представлены следующие макеты : «Город», в который дети, играя, закрепляют знания о всех видах транспорта: наземный транспорт: (специальные машины, грузовые, легковые, водный транспорт, воздушный; «Улица», «Перекресток» с дорожными знаками, способствующие закреплению знаний по правилам дорожного движения и названий дорожных знаков, здесь дети совершенствуют умение решать на модели дорожные ситуации, активизируют словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток);
3. Также, уголок безопасности в нашей группе,оснащен набором дорожных знаков, наглядными и демонстрационными пособиями и играми по обучению детей ПДД: «Дорожная азбука», «Знаки на дорогах», «Школа пешеходных наук», «ПДД – переход улицы», «Безопасное поведение на дороге», «Правила поведения в общественном транспорте» и т. д.
4. Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности, был создан уголок «Противопожарной безопасности», основная цель которого, расширение знаний об окружающей действительности и работе пожарных, о правилах безопасного обращения с бытовыми приборами и правилам поведения в случае пожара.
5. Большое значение в формировании основ безопасности несут дидактические игры. Основная цель таких игр - привить навык правильного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в быту.
6. Следующая составляющая – это настольно-печатные игры, которые помогают развитию логического мышления и мыслительных опраций.
7. Немаловажную роль в формировании у детей навыков безопасного поведения играютсюжетно- ролевые игры. Используя обычные предметы детской мебели и атрибуты, необходимые для организации сюжетно-ролевых игр, детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой, тем самым, формируя основы безопасного поведения.
8. Следующая составляющая: библиотека, так как литературные произведения служат примером для детей. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.
9. Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В связи с этим, мы широко используем, нагляднуюинформацию для родителей, буклеты по ОБЖ, памятки, проводим систематические консультации.
Работа по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически и постоянно. «Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал А. Н. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.