Цыплакова Наталья
Ресурсные техники в работе педагога-психолога с детьми группы риска и детьми ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
«Ресурсные техники в работе педагога -психолога с детьми группы риска и детьми ОВЗ»
Важным условием эффективной работы по выявлению детей группы риска является своевременное обращение воспитателя к специалистам сопровождения в случаях:
- наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);
- появления у детей проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
- пропуски дней без уважительных причин;
- кризисной ситуации в семье;
- резкого ухудшения состояния здоровья;
Публикация «Ресурсные техники в работе педагога-психолога с детьми группы риска и детьми ОВЗ» размещена в разделах
- в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию ребенка.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и воспитатель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения воспитанника «группы риска».
Педагог-психолог :
• Проводит диагностику.
• Проводит консультации для детей и их родителей.
• Помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
• Дает рекомендации на районную психолого-медико-педагогическую комиссию (РМППК).
• Проводит индивидуальные беседы с родителями по тактике воспитания.
• Организует ролевые игры с участием родителей и детей (проигрывание конфликтов).
• Обучает родителей приемам коррекционной работы с детьми
Воспитателю необходимо поддерживать связь с ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи детям он взаимодействует со всеми специалистами :социальным педагогом и педагогом-психологом, медицинской службой и представителями администрации.
Анализ проблем воспитанников, формулировка гипотез:
- социальные проблемы;
- проблемы в эмоционально-волевой сфере;
- в развитии;
- личностные;
- проблемы здоровья;
- другие
Методы исследования:
- диагностика (методика «Рисунок семьи»А. Н. Веракса,методика «Лесенка» Н. Н. Павлова,методика «Два дома» И. Вандвик
- метод наблюдения;(наблюдение в детском коллективе в разных режимных моментах,наблюдение при взаимодействии со взрослыми).
- анкетирование; «Анкета для родителей по выявлению тревожности дошкольника»;анкета по выявлению уровня тревожности и дошкольника «Уровень тревожности»Лавреньтьевой Г. П.
- тестирование;(полученные результаты за выполнение тестовых заданий дают возможность сравнить результаты испытуемого с нормативными показателями детей того же возраста.
Рыбакова Л. А. Бабынина Т. Ф. Дети группы риска : особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска.» Учебное пособие.
- анализ документов. (отчеты воспитателей, справки, документы, медицинские карты)
Индивидуальная профилактическая работа.
На основе анализа полученной информации психолог,социальный педагог,воспитатель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».
Основные задачи:
- социальная адаптация;
- социальная реабилитация;
- мероприятия по защите прав;
- оказание помощи семье;
- организация отдыха.
Методы социально-психологической помощи:
- консультирование;
- тренинг;
- социальный патронаж;
- групповые и индивидуальные занятия.
В индивидуальные и групповые занятия включены элементы сказкотерапии Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем»,О. В. Хухлаева «Лабиринт души. Терапевтические сказки.» ,А. В. Руденко «Игры и сказки,которые лечат», арт-терапии:В. Никитин «Арт -терапия»учебное пособие,А. И. Копытин "Практикум по арт -терапии».
Оценка результатов работы :
- если проблемы решены: возврат ребенка (семьи) в группу «норма»;
- Если проблемы не решены: возврат ребенка на второй этап индивидуальной работы (диагностический). Коррекция плана сопровождения (при необходимости). Оценка результативности действий.
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.
После анализа ситуации и выявления основных проблем ребенка определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательного учреждения – с одной стороны и причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение специалистов органов и служб системы профилактики – с другой. Одной из причин попадания детей в группу риска образовательная организация видит в семье. Анализ семейного положения детей «группы риска показывает», что как правило, родители не справляются со своими родительскими обязанностями или полностью отказались от них добровольно. Поэтому образовательное учреждение работает с семьями детей «группы риска».
Дети с ограниченными возможностями здоровья: понятие, классификации.
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Наиболее распространенными в современной психолого -педагогической и медико-социальной литературе являются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями». Их преимущественное употребление вызвано тем, что эти понятия отражают состояние детей как исходное положение, определяющее круг проблем независимо от состояния общества и среды, которое может только расширить этот круг. Использование термина «дети с особенностями развития» основано на абстрагировании от человека – от конкретного индивида с некоторыми особенностями, присущими только ему, от особенного человека (тогда как говоря об отклонениях отталкиваются от нормы, а понятие нормы в ряде случаев условно и относительно). Данные понятия, кроме того, определяют личностно-ориентированное направление реабилитации, при которой особенности могут перерасти в своеобразие и неповторимость конкретного человека. Дети с особенностями развития – это дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
В настоящее время наибольшую популярность, приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В. В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза.
1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость. 2. Задержанное развитие – полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д.
3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.
4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
5. Искаженное развитие – сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития. 6. Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного вида дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.
Таким образом, диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании дошкольного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и 85 потребностями всех детей с ОВЗ, т. е. для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванные тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования, а также ограничения в получении инклюзивного образования детьми с ОВЗ, достигшими к моменту поступления в школу уровня психического развития, сопоставимого с нормально развивающимися сверстниками.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы. Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса: - целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
- вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;
- опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;
- разрабатывать методики и технологии социальной реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;
- совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.
Педагогом -психологом разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут с учетом рекомендаций ПМПК.
Строить индивидуальную программу на основе диагностического обследования особенностей сформированности ЗУН. Знать нормативноправовые документы, регламентирующие педагогический процесс, владеть знаниями смежных с педагогикой дисциплин- общей и специальной психологии, медицины, социальной педагогики.
Таким образом, ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования) : навыки ориентировки в пространстве и во времени,
самообслуживание и социально-бытовую ориентацию,
различные формы коммуникации,
навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе,
физическую и социальную мобильность;
восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей;
развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы;
формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.