Бредихина Жанна
«Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков
Для того чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении :
1. Подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности.
Публикация «„Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы.
2. Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
3. Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
4. Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
5. Приготовьте место для занятий : небольшой стол и два стула одинаковой высоты, зеркало. Помните, что способность детей дошкольного возраста к концентрации внимания очень невелика, поэтому проследите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребёнка от работы.
6. Не приступайте к занятию в дурном настроении : нельзя показывать ребёнку своё нежелание заниматься.
7. Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата.
8. Не торопите ребёнка во время выполнения задания.
9. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами.
10. Если у ребёнка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз.
11. Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход.
12. Не забывайте улыбаться и хвалить ребёнка за любое, даже самое маленькое достижение.
Очень часто родителей волнуют вопросы :
Сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка?
От чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков?
Как правильно организовать домашние занятия ребенка и родителя?
Ответы на эти вопросы Вы найдете здесь.
Сроки преодоления недостатков произношения
зависят от ряда факторов:
1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У
детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а
иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому
логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и
адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит
от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти,
мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в
артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть, также требуется время для подготовки
артикуляционного аппарата к постановке звуков;
2. Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать
занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на
них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют
закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок
посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или
не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;
3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с
произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже
самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете
регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения –
это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки
говорить, которая должна подкрепляться положительным эмоциональным
настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и
контролем;
4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого заключения:
Логопедическое воздействие
осуществляется поэтапно:
I. Подготовительный этап.
Задачами данного этапа являются:
развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование
артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ, необходимой для
правильного произношения того или иного звука или группы звуков. На данном
этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Логопед покажет упражнения,
которые нужны именно Вашему ребенку. Гимнастику необходимо выполнять
каждый день перед зеркалом.
II. Этап постановки звука.
Поставить правильный изолированный звук должен логопед с помощью
подражания и механического воздействия. Например, зачастую вызвать
правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот
звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р
предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата,
выработке нужных движений языка. Поэтому маме и ребенку надо запастись
терпением.
III. Этап автоматизации (закрепления) звука.
Исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может
ограничиться. Необходим продолжительный этап включения вызванного звука
в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной
последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в
связных высказываниях. На этапе автоматизации (включения в речь) звука
занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует
проводить ежедневно или через день около 15 мин.
YI. Этап дифференциации.
Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает
свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не
смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до
начала коррекционной работы, то нет необходимости в последующей работе
над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется
дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими
звуками, то есть дифференциации.
Советы учителя-логопеда
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Почему дети плохо разговаривают?
Все чаще мамы жалуются, что их дети начинают поздно говорить. У них долго сохраняются дефекты речи, они «шепелявят», «сюсюкают», говорят невнятно, плохо произносят звуки.
Логопеды видят причину этого явления в том, что у многих нынешних малышей слабый, вялый и нетренированный речевой аппарат. А виноваты в этом зачастую сами родители.
СОСКЕ И ПУСТЫШКЕ - БЫТЬ!
Чтобы малыш начал рано говорить и четко произносить звуки, он должен «насосать» соответствующие мышцы. Но в наше время мамы рано заканчивают кормить детей грудью, либо не кормят совсем. А соска, какая бы упругая она ни была, даже с крошечной дырочкой, не дает нужной тренировки мышцам. При сосании активно работает кончик языка - самый главный участник речевого процесса.
В последние десятилетия мамы стараются, как можно раньше приучить ребенка к чашке и ложке, давая воду и сок с ложечки или из кружки - поильника с носиком. Получается, что малыш не только грудь, но и соску не успевает пососать. Многие мамы не одобряют пустышки, хотя логопеды считают, что она способна восполнить недостаток сосания и укрепить те мышцы, которые задействованы в речи.
Начинать отучать малыша от пустышки надо тогда, как только он начнет произносить первые слова, потому что длительное сосание пустышки может так же способствовать дефектам речи.
КОЧЕРЫЖКА ВМЕСТО ПЮРЕ И СУХАРЬ ВМЕСТО ПЕЧЕНЬЯ
Чем больше появляется баночек с детским питанием и соками, тем меньше дети развивают жевательные мышцы, которые тоже очень важны для речевого процесса. Растворимые каши, йогурты, овощные и фруктовые пюре, бананы, свежий белый хлеб и сдобное печенье - вся эта пища практически не требует пережевывания.
Логопеды и стоматологи бьют тревогу: дети не жуют и не грызут. Они не тренируют необходимые для речи мышцы. Современные родители несознательно, конечно, но лишают своих детей возможности удовлетворить эту потребность, апотом удивляются, что их дети начинают поздно разговаривать и говорят, как будто их рот полон горячей каши.
8 советов для правильного развития речи ребенка
1. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
2. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
3. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т. д.
4. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
5. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
6. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т. д.
7. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
8. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».