Светлана Зуева
Семинар-практикум «Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №37 С. ЧУГУЕВКА ЧУГУЕВСКОГО РАЙОНА ПРИМОРСКОГО КРАЯ (МКДОУ ЦРР ДС №37 С. ЧУГУЕВКА)
Семинар – практикум
«Рекомендации к проведению занятий по развитию речи»
Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории Зуева Светлана Вячеславовна
2019г.
Актуальность темы:
«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам
Публикация «Семинар-практикум „Рекомендации к проведению занятий по развитию речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
- он будет долго и напрасно мучиться,
Но свежие двадцать таких слов с картинками и он усвоит налету»
К. Д. Ушинский. 2
Цель: повышение уровня теоретических знаний и практических умений педагогов ДОУ в образовательной области «Развитие речи».
Задачи:
1. Обновить научно – методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований.
2. Систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников.
3. Углублять представления педагогов по планированию занятий по родному языку, использование методов и приемов.
4. Повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
План проведения семинара
1. Сообщение плана работы семинара – Ответственный Зуева. С. В. -5 мин.
2. Теоретическая часть семинара – Ответственный Зуева. С. В. – 30 мин.
3. Практическая часть, знакомство с памятками для воспитателя по планированию занятий по развитию речи. Ответственный Зуева. С. В. -15 мин.
4. Итог семинара – ответственный Зуева. С. В. – 10 мин.
Список литературы:
1. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
2. И. М. Бушнева, И. М. Якунина. Педагогические советы.
Ход семинара
На занятиях по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задача решаются в их единстве. В отличие от других видов занятий, живая разговорная речь и художественная литература на занятиях по родному языку являются не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждого занятия важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данном занятии.
Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи.
Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и д/и с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводиться, как правило, 5-10 мин, и таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи.
Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить в занятие игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и. т. д.). Для занятия выбирается только одна задача. Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.
Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приемы, как;
1. Образец речи педагога.
2. Указания.
3. Мотивировка учебного задания.
4. Сравнение.
5. Сопряженная речь, отраженная речь.
6. Исправление, подсказка.
Планируя занятия по родному языку, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы, методики, помнить это методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.
Так, в работе с детьми младших групп метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим. Другие методы (метод разговора, беседы, метод пересказа, метод рассказывания-сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих. Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах – на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков.
Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план («Где это было? Когда? С чего все началось? Что было потом? Чем закончился рассказ?», он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляют рассказ по образцу, порой с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания.
Метод разговора-беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки, на картинки, а в старших группах – на словесные д/и.
Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, то «старшие» дети уже владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений – отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.
Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть.
2. Первичное чтение без предупреждение о последующем пересказе.
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения).
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
6. Пауза для подготовки детей к ответам для запоминания текста (несколько секунд).
7. Пересказ (3-7 чел). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью.
Приемы пересказа:
1. Образец чтения произведения.
2. Вопросы к детям.
3. Объяснения, указания.
4. Упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор подходящей интонации.
5. Обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала.
6. Подсказ слова или фразы воспитателем.
7. Совместный пересказ педагога и ребенка.
8. Отраженный пересказ.
9. Пересказ по частям.
10. Оценка пересказа педагогом.
11. Пересказ по ролям.
12. Игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек.
Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению, по памяти, по воображению.
Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны.
При планировании каждого занятия определяются приемы работы с детьми:
• Восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);
• Использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы);
• Словесные приемы – образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные, дидактические игры, игры-драматизации.
Особое место в плане занятия занимает текстовый, дидактический материал – сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его воспитательно-образовательной цели, дидактической задаче, быть художественным, образным и доступным для понимания детей данной возрастной группы.
Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач.