Свердлова Галина
Рекомендации родителям по стимуляции речевого развития дома или что можно сделать самим до начала занятий с логопедом
▼ Скачать + Заказать документы
Чрезвычайно велика роль родителей в развитии речи ребенка. Прежде всего надо помнить, что речь у ребенка формируется только в ситуации общения и только по подражанию речи взрослого. Взрослому нужно обязательно разговаривать с ребенком, вызывая ответный диалог: беседовать, показывать и называть словами новые предметы, признаки, комментировать свои и его действия, описывать увиденное; обязательно знакомить с литературой по возрасту, т. е. читать русские (желательно мастеров художественного слова) сказки, рассказы, потешки, стихи, загадки, скороговорки и заучивать наизусть доступные по возрасту стихи и загадки, пересказывать сказки. При этом родители должны следить за своей речью (использовать доступные слова, простые развернутые фразы, задавать вопросы ребенку, требующие развернутого ответа; важны неторопливый темп, четкая дикция, доброжелательное внимание к речи ребенка, поощрение желания подобрать нужное слово и произнести правильно, исправление ошибок. Направления занятий с ребенком таковы :
Публикация «Рекомендации родителям по стимуляции речевого развития дома или что можно сделать самим до начала занятий с логопедом» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Для этого надо отказаться от измельчения пищи до состояния пюре, прокручивания, перетирания и т. п. Учить ребенка кусать и пережевывать разную по твердости пищу (не только мягкие бананы, но и яблоки, капусту, морковь, корочки хлеба, мясо кусочками, пить разные по консистенции напитки (не только жидкие, но и густые типа сока с мякотью, киселя. Научить выполнять простые артикуляционные и дыхательные упражнения (эту информацию подскажет и покажет логопед.)
Если ребенку с трудом дается четкое проговаривание слов, пусть сначала он продемонстрирует вам ПОНИМАНИЕ – просто покажет на картинке названное словом (кто сидит, а кто бежит; что тут большое, круглое, красное; что на домике, а что за домиком). Упражняйте ребенка в четком произнесении доступного материала: отдельных звуков, звукоподражаний, коротких слов, затем словосочетаний, фраз. Заучивание доступное наизусть, начинайте с двустиший, постепенно увеличивая объем стихов ( Гусь гогочет: ГА, ГА,ГА! У меня болит нога) Привлекайте внимание к артикуляции (губам, языку, поощряйте старание и просто попытки, но не слишком усердствуйте!
2. Сохранение здоровья/лечение ребенка (посещать педиатра, невролога, стоматолога, ЛОР). Для речи особо важно состояние нервной системы, поэтому обязательно нужно проходить возрастное обследование ребенка у невролога (невропатолога) и лечить по показаниям. Беречь здоровье молочных зубов (самим родителям чистить зубы ребенку до 4 лет, стараться сохранять молочные зубы, чтобы избежать удаления и последующего нарушения зубного ряда). Полезно научить ребенка полоскать рот после каждого приема пищи и после чистки зубов. Важно во время лечить заболевания ЛОР – органов, не допускать перехода болезни в хроническую форму (хронические синуситы могут вызывать деформацию неба и зубного ряда).
3. Развитие мелкой моторики. Необходимо учить ребенка раскрашивать карандашами, лепить, вырезать ножницами и наклеивать, конструировать. Приобрести мозайки, пазлы, шнуровки. Желательно, чтобы игрушки были сделаны из разных материалов: пластмассы, резины, меха, металла, дерева, ткани. Научите ребенка обслуживать себя в быту (застегивать пуговицы, кнопки, молнии, пряжки на ремне, шнуровать ботинки, завязывать бантики) и помогать вам по хозяйству (перебрать крупу, прищепить прищепки, сложить спички в коробку). Полезно заучивать короткие стихи, одновременно изображая руками содержание (типа потешки «Сорока, сорока, кашку варила…»)
Занимайтесь с радостью и желанием, покажите ребенку вашу заинтересованность, и он охотно будет выполнять самые сложные задания!