Анна Апуник
Консультация для родителей «Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово, которое говорит ребенок. Искренне умиляясь употреблению «совсем уже взрослых» словечек и выражений, родители порой не уделяют должного внимания пополнению необходимого словарного запаса своего ребенка. Как исправить ситуацию?
Больше слов, больше интеллекта.
Темочки:
Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства.
Самый активный период пополнения словарного запаса ребенок переживает с 2 до 3 лет. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, и поэтому могут возникнуть определенные неудобства контакта с окружающими. В 3-4 года ребенок уже знает тысячу слов. Он совершенно правильно использует личные местоимения, все больше задает вопросов, обожает рассказывать, что нарисовано на картинке, сравнивать большое и маленькое, красивое и некрасивое. В 4-5 лет наиболее развитые дети начинают замечать недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками.
Регулярно увеличивая словарный запас, ребенок параллельно усложняет предложения. С помощью слов малыш обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре рано появляются слова конкретного значения, позднее - слова обобщающего характера. Также пополнение словарного запаса зависит от расширения представлений ребенка об окружающем мире. К пяти-шести годам он обычно говорит уже совершенно правильно. Активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов.
Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает общение взрослых с ребенком.
Для того чтобы словарный запас вашего ребенка становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами и выражениями. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги.
Существует мнение, что особенно полезны в этом плане стихи. Слушая и повторяя, ребенок учится напевать слова, что значительно облегчает процесс их заучивания. Через стихи ребенок узнает, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова со схожим значением.
По подсчетам педиатров, в 2-3 года ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет запас увеличивается до 500-1200 слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5-2 тысяч слов. После 6 лет среднестатистический ребенок знает более 6 тысяч слов.
Учимся играючи
Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас вашего ребенка.
К одним из наиболее простых занятий по обогащению, уточнению и активизации словаря ребенка можно отнести тематические прогулки. Когда идете в аптеку, магазин, проходите мимо стройки, вы разговариваете о данном объекте с малышом. Рассказываете, показываете новые предметы. Также с помощью игр и дидактических упражнений (лото, предметных и тематических картинок и т. п.) малютка узнает новые слова. Во время таких занятий рекомендуется использовать некоторые приемы:
- называние предмета (или явления) и его толкование: например, аквариум - это стеклянный ящик, где живут рыбки (рекомендуется применять с 3 лет);
- подбор эпитетов: можно спросить, какие бывают собаки: большие, сторожевые и т. д. (желательно с 4 лет);
- узнавание предмета по эпитету: например, острая, колкая -иголка (с 4 лет);
- «скажи по-другому» : заяц, зайчишка, зайка, зайчонок и т. д. (с 4 лет);
- объяснение происхождения слова : например, грузовик - машина, которая перевозит грузы (с 5 лет).
Советы родителям.
1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком.
2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребёнком в свободное время.
4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
5. Предложите ребёнку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2 – 3 месяца прослушайте их вместе с ребёнком, проанализируйте, запишите новые.
7. Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.
Пожелания родителям.
1. Чаще и больше разговаривайте с ребёнком.
2. Чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами.
3. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой?», «А если бы…», «Придумай слово».
4. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки.
5. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов…
6. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребёнку. Используйте словарь.
Занимаясь со своим малышом, вы обязательно получите желаемый результат.