аделя нуретдинова
Консультация «Речевое развитие детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребенка в 3 года – это целая система правильно выстроенного речевого развивающего общения взрослого с ребенком, в которой тесно переплетены грамматика и лексика, звуки, слова, предложения, фразы, диалоги и даже большие монологи ребенка, его словесное творчество и экспериментирование с языковыми единицами, этикет и познание окружающего мира и многое другое!
Эта статья станет для Вас подробным и простым путеводителем в развития речи Вашего ребенка в 3 года. Вы узнаете из статьи:
Публикация «Консультация „Речевое развитие детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Раздел 1. Мифы о развитии речи детей 3 лет и типичные ошибки,
Раздел 2. Особенности развития речи в 3 года,
Раздел 3. Основные задачи развития речи ребенка 3 лет,
Раздел 4. Как правильно заниматься развитием речи в 3 года : игры, упражнения, конспекты, идеи. Каталог статей сайта с практическими материалами по развитию речи трехлетнего ребенка.
А сначала нам нужно освободиться от мифов о развитии речи ребенка в 3 года, которых очень много в статьях в Интернете, написанных не специалистами в этой области. Ведь мифы очень мешают родителям эффективно, с интересом для ребенка и для взрослого, живо и радостно развивать речь малышей дома и воспитывать у них любовь к родной культуре. Итак, в начале статьи я хочу предупредить Вас о типичных ошибках в развитии речи ребенка в этом возрасте.
Раздел 1. Мифы о развитии речи ребенка в 3-4 года и типичные ошибки:
знать чтобы правильно действовать
1.1. Первый миф. Развитие речи в 3-4 года – это занятия за партой
Это самый вредный миф о развитии речи ребенка в 3-4 года! Считается, что для того чтобы развивать речь ребенка, нужно усадить его за стол и заниматься с ним по рабочим тетрадкам – почти как в школе. То есть развитие речи ребенка 3-4 года в данной точке зрения– это скороговорки, чистоговорки, пересказы и разные разрозненные задания в книжках и рабочих тетрадях.
Это в корне не верно! Развитие речи ребенка в 3-4 года – это речевая живая игра и творческое речевое общение со взрослым, интересное и маме, и малышу! Увлекательное и эмоциональное и совсем «не школьное».
Давайте рассмотрим этот миф на примере для сравнения. Допустим, взрослый поставил задачу научить своего трехлетнего ребенка задавать вопрос «Это чей (чья, чьи?» и отвечать на него фразой «это мой мишка (моя матрешка, мои пирамидки и т. д.). Итак, наша ситуация — мама или педагог хочет научить ребенка правильно согласовывать слова в роде и числе и точно использовать слова «мой», «моя», «моё», «мои».
Как неправильно заниматься с ребенком 3 лет развитием речи – типичная ошибка
Неправильный вариант. Взрослый усаживает ребенка 3 лет за стол с рабочей тетрадью и говорит ему: «Посмотри на картинку в книге. Я буду задавать вопросы, а ты – отвечать на них». На картинке в книжке нарисованы игрушки. Слева от каждой из них написано «Чей мишка? Мой мишка. Чей пароход? Мой пароход» и так далее. Взрослый показывает картинку незнакомой ребенку игрушки и спрашивает его: «Чей мишка?». Видимо, авторами пособия подразумевается, что малыш с радостью ответит «Мой мишка» и продолжит такие ответы и про другие игрушки, повторив эту фразу много раз (обычно 5- 7 раз) с неизменной радостью и желанием отвечать дальше.
Что же происходит в жизни при таком неправильном с точки зрения подхода к ребенку «развитии речи»? Мы получаем нежелание ребенка заниматься и полное отсутствие интереса к речевым заданиям и к родному языку в целом. Ребенку непонятно, почему на картинку с чужим мишкой он должен отвечать «мой мишка»? Зачем вообще взрослый спрашивает такие странные вопросы? Этот диалог искусственно создан, в жизни его произойти не может. Дети это чувствуют и поэтому отвергают такие упражнения. И правильно делают! Ведь обучение речи в этом случае проходит вне жизни, вне естественной мотивации речи, вне понимания ребенка, зачем вообще это в жизни ему нужно. А ребенок – существо природное, он чувствует всё искусственное.
Как же быть? Как связать развитие речи ребенка 3 лет и его жизненный опыт воедино? Вариантов – множество! Приведу ниже в пример три речевых игры для детей 3 лет. И Вы увидите как то же самое упражнение и этот же диалог можно провести естественно для ребенка и в интересной для него игровой форме.
Как правильно заниматься с ребенком развитием речи : варианты речевых игр и заданий
Прежде чем проводить с ребенком речевое упражнение, нам — взрослым — надо задуматься о том, в какой жизненной ситуации это может понадобиться малышу. И тогда из того же скучного диалога из учебника (Чей? — мой, моя, моё, мои) рождается настоящая ИГРА — развивающая, обучающая, увлекательная для взрослого и ребенка.
Проследите за тем, чтобы у Вас в наборе были игрушки разных родов, к примеру:
мужской род — мой мячик, мой самосвал, мой мишка;
женский род — моя скакалка, моя пирамидка;
средний род — моё колесо (от машинки, моё ведро, моё солнышко;
множественное число — мои матрешки, мои кубики.
Правильный вариант 1. Игра для развития речи и памяти «Мой — твой».
Шаг 1. Взрослый предлагает ребенку поиграть в новую игру «Мой – твой» и раскладывает игрушки (шесть – восемь штук, раздавая игрушки поровну: одну игрушку — ребенку, а другую – себе. Теперь у ребенка оказалось три игрушки, и у взрослого тоже три игрушки, но других наименований. Ребенку и взрослому нужно запомнить, где чья игрушка.
Шаг 2. Затем все игрушки складываются в непрозрачную коробку или в красивый «чудесный мешочек» с узорами из плотной ткани. И начинается игра!
Шаг 3. Ведущий игры — взрослый — достает из мешка первую игрушку и спрашивает про нее: «Это чей котенок?». А ребенок быстро отвечает: «Это мой котенок», если это его игрушка. Если малыш не ответит, замешкается, то игрушка остается у ведущего. Задача ребенка – успеть получить все свои игрушки, не пропустить их. Если взрослый ведет игру азартно, в темпе, то глаза ребенка горят, ему интересно, он весь во внимании! Он просит еще раз поиграть, а в следующий раз, возможно, будет и ведущим игры в роли взрослого!
Важный практический совет для успеха: В этой игре, как и в других речевых играх, мы никогда не считаем баллы и не сравниваем детей друг с другом! Мы сравниваем ребенка только с самим собой прежним. Например: «Вчера ты успел назвать 2 игрушки, а сегодня назвал все, не пропустил ни одной и получил 3 игрушки! Какой ты стал внимательный!»
Диалог в этом случае воспринимается как естественное речевое общение, а не вымученные ответы на вопросы в книжке. И кроме того, в таком варианте речевого общения развивается и речь малыша, и внимание ребенка, и его память. Ведь потом мы сможем брать в эту игру не 6, а 8 игрушек и даже большее количество. И постепенно увеличивать объем памяти.
Правильный вариант 2. Сказочная история для развития речи детей «Как зайчонок и лисенок игрушки делили».
Мы играем с игрушками – например, с лисенком и с зайчонком.
Сначала рассматриваем игрушки – какие из них принадлежат лисенку, а какие зайчонку. А затем рассказываем сказку о том, как зайчонок и лисенок гуляли на улице, а мамы позвали их домой. Но вот беда – игрушки перепутались и растерялись! Надо их найти и разложить правильно.
Мы собираем игрушки, а затем начинаем их делить. Для этого берем одну игрушку и спрашиваем зайчонка и лисенка (игрушки держит ребенок в своих руках и за них он отвечает)- «Чья это лодочка?». И игрушка говорит в ответ голосом ребенка: «Это моя лодочка! Дайте мне ее, пожалуйста». «А эта матрешка тоже твоя»?
В этой сказочной истории та же фраза понятная ребенку, она вытекает из сказочной игровой ситуации, она естественна для него.
Полезные советы из моей игровой копилки:
если малыш не включился в игру, то в первый раз пусть он достает вещь и сам задает вопрос «это чья (чей, чьи)», а Вы будете отвечать за лисенка и за зайчонка. А в следующей игре Вы поменяетесь ролями.
некоторые дети начинают в играх такого типа настаивать, что «такой игрушки не было». В этом случае проблема решается очень просто. В начале игры Вы фотографируете на мобильный телефон зайчонка и лисенка с их игрушками. И в дальнейшем по этому фото мы всегда можем проверить правильность ответов.
Правильный вариант 3. Игра для развития речи и сенсорного развития ребенка «Угадай на ощупь».
Мы даем ребенку 3-5 игрушек нужных нам названий, он их гладит, запоминает, называет. Затем мы их перемешиваем с другими игрушками в коробке.
Далее ребенок закрывает глаза, а взрослый кладет в красивый непрозрачный мешочек одну из игрушек. Малыш открывает глаза, и мы даем ему в руки завязанный мешок с игрушкой. Спрашиваем: «Что это за игрушка?».
Ребенок ощупывает игрушку в мешке, не вынимая ее, и отгадывает, что это. Если это его игрушка, он должен ее назвать так: «Это мой мишка!». Если малыш правильно назвал игрушку, он ее получает. Если он назвал только «мишка», то м переспрашиваем: «Чей это мишка?». Если малыш не смог догадаться, то мы достаем игрушку, еще раз ее рассматриваем и снова убираем в коробку с игрушками для игры. Возможно, в следующий раз Ваш малыш ее уже отгадает.
Важно: в этой игре мы даем ребенку и его игрушки, и не его игрушки чтобы ему труднее было распознать свои предметы.
Как видите, любое речевое упражнение можно превратить в игру, увлекательную для ребенка и для взрослого!
1. 2 Второй миф. Развитие речи в 3-4 года– это разрозненные стишки, скороговорки, картинки, песенки
К сожалению, в современном интернете и книгах для родителей развитие речи ребенка в 3 года чаще всего представлено не как целостная система, а как разрозненные коллекции скороговорок, чистоговорок, инсценировок, картинок и других приемов вне правильной последовательности и вне связи друг с другом. Из этой «кучи приемов» обычному родителю практически невозможно понять суть и основные направления развития речи и приоритеты своего общения с малышом. И это я знаю из писем мам – читательниц сайта.
Однако развитие речи – это целостная система со своими закономерностями и правилами, которые очень просты, но которые нужно знать и соблюдать.
Приведу примеры:
Пример 1: прежде чем пересказать сказку вместе с малышом, нужно провести с ребенком словарные и грамматические речевые игры с фразами, которые он встретит в тексте сказки. Тогда он их легко будет использовать при пересказе! Без такой подготовки и игрового обыгрывания фраз пересказ будет не по силам малышу.
Пример 2: бесполезно «тренировать» ребенка в произношении сложного для него звука в скороговорке, пока он этот звук произносит неправильно. Нужна четкая последовательность: сначала ребенок учится различать этот звук от других похожих, проводится артикуляционная гимнастика. Малыш начинает говорить правильно этот звук сначала изолированно, затем в слогах и простых словах, потом во фразах. И только после этого в трудных скороговорках. Иначе мы будем закреплять в скороговорке неправильное произношение звука. А это смысла не имеет.
Можно много заниматься развитием речи, и не иметь результата. А можно сделать всё грамотно, разумно, и получить отличный результат гораздо меньшими усилиями!
Все основные закономерности и правила методики речевого развития детей дошкольного возраста соблюдаются во всех разработках сайта «Родная тропинка» — и в игровых сценариях нашего факультатива «Счастливый ребенок играет с пеленок» для детей от 3 до 7 лет, и на курсах для детей до 3 лет «Учусь говорить», «Развитие языковых и коммуникативных способностей детей», и в статьях сайта. Просто пользуйтесь и знайте, что это проверенные рекомендации.
1. 3. Третий миф. Развитием речи в 3-4 года должен заниматься только логопед – дефектолог
Также неверное утверждение. Объясню разницу простым языком:
есть «развитие речи» детей,
а есть «коррекция речевых нарушений у детей».
Понятия эти сходные, но путать их нельзя. Логопед занимается коррекцией, то есть исправлением нарушений речи у ребенка.
А наша задача – заниматься развитием речи ребенка 3-4 лет так, чтобы этих речевых нарушений не было, и работа логопеда с ребенком просто не потребовалась бы малышу!
И если исправлять нарушения речи должен специалист — логопед, то развивать речь малыша и его языковые способности, предупреждать речевые нарушения может успешно и воспитатель детского сада (это его профессиональная обязанность, и родители в семье, и педагоги в детском центре или семейном клубе.
Цель развития речи ребенка – научить малыша точно, ёмко, выразительно, понятно выражать свои мысли и чувства в устной речи, помочь ребенку овладеть богатством родного языка, развить его языковое чутье и языковые способности. Это база для последующего легкого освоения и письменной речи, и других языков.
Помочь ребенку научиться говорить «правильно» (то есть без ошибок) и «красиво, хорошо» (то есть выразительно, точно, образно, ярко) – это задача и родителей, и воспитателей и всех взрослых, с которыми общается малыш. И это в наших силах.
1. 4. Четвертый миф. Развитие речи ребенка в 3-4 года происходит только в четко выделенное время
по расписанию во время специальных занятий и упражнений
Это тоже миф.
Это важно знать: С первых дней появления методики развития речи детей дошкольного возраста в ней есть незыблемое правило для взрослых: на занятия или в специальные речевые игры и упражнения мы выносим только те задачи развития речи, которые ребенок не может освоить сам в повседневной жизни.
Поэтому наш главный акцент в развитии речи малыша – это развивающее речевое общение с ним в повседневной жизни, а не только маленькие «занятия по расписанию» раз в неделю. Именно в таком общении мы можем:
закрепить результаты специальных речевых игр,
развивать культуру речевого общения,
научить ребенка выражать свою мысль красиво, точно, ёмко, понятно для окружающих,
понять трудности ребенка в освоении родного языка и помочь ему с учетом его особенностей,
создать и обогатить мотивацию ребенка к овладению родным языком, развить интерес к родному языку, к языковым играм.
Подробнее о том, как можно развивать речь ребенка 3-4 лет в ходе повседневной жизни Вы можете прочитать:
— в статье «20 способов развития речи ребенка для занятых мам» (способы подходят не только для мам, но и для педагогов,
— в подробном бесплатном чек-листе «33 эффективных способа развития речи детей». В чек-листе дано понятное простое описание каждого способа, пример его использования в общении с ребенком в детском саду или в семье.
1. 5. Пятый миф. Просмотр мультфильмов — эффективное средство развития речи ребенка в 3-4 года
В Интернете можно найти такие рекомендации: для развития речи ребенка 3 лет нужно давать ему смотреть «развивающие мультики» по 30 минут в день. Мол, всё будет отлично — мама занята хозяйством или собой, а малыш у экрана сам с собою развивает в это время свою речь! Удивительно, я даже не думала, что кто-то может так думать, в это верить! Но я нашла такую информацию в форумах и статьях для мам и поэтому тоже хочу сразу же развеять этот миф. Наверное, он был создан создателями мультиков, зарабатывающих на рекламе, которую они размещают в своих роликах.
Мультфильм НЕ может развивать речь ребенка сам по себе по одной простой причине – малыш во время просмотра сюжета увлечен кадрами, которые очень ярки и быстро сменяются на экране. Слов и речевых фраз в мультфильме малыш как бы не слышит, т. к. он увлечен мелькающей красивой картинкой.
Любой мультик может развивать речь только одним способом: если взрослый смотрит мультфильм вместе с ребенком, а после него организовывает с малышом игры по его сюжету.
Пример:
Неправильной вариант: взрослый дает ребенку прослушать мультик с песенкой. В песенке даны разные предлоги — «у», «около», «за», «под», «над». Ребенок уже выучил песенку наизусть и легко ей подпевает. Взрослый считает, что ребенок освоил правильное употребление предлогов в своей речи в этой песенке.
Почему это неправильно? В песенке ребенок просто «механически» запомнил слова. Если Вы спрячете игрушку и попросите назвать, где она — то он может испытать затруднения в подборе слов или перепутать «справа» и «слева», «между» и «за». Это называется «выученная беспомощность» — вроде бы информация у ребенка есть, а применить ее в жизни он не может. И зачем ему тогда «мертвая информация»?
Правильный вариант: взрослый смотрит мультик вместе с ребенком, а после просмотра организовывает игры с предлогами, закрепляя материал из мультика. Например, играет в прятки и ребенок ищет спрятанный предмет: за коробкой нет, у коробки нет, под коробкой нет. Вот — в коробке!
ИТАК: действительно развивает ребенка только его активная деятельность, когда он сам лепит, строит, играет, экспериментирует, беседует, придумывает, а не пассивное сидение у экрана. Чтобы научиться плавать, нужно начать плавать в воде, теоретически этому не научишь. Также и с речью. Речь ребенка развивается только в живом общении с окружающими ребенка людьми.
Подробнее о телевизоре и мультфильмах для детей, о данных исследований этой темы читайте в статьях:
Дети и телевизор
Можно ли детям смотреть телевизор
Итак, мифы уже развеяны и больше нам не будут мешать с радостью и интересом развивать речь детей.