Елена Пантилеева
Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения в рамках реализации Программы «Светлячок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Рецепт Светлячка»
Аннотация: Развитие эмоциональной сферы оказывают большое воздействие на формирование личностных качеств, развитие речи, эмоциональной отзывчивости и навыков общения у старших воспитанников.
Ключевые слова: эмоционально-личностная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоционально-оценочная лексика.
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения в рамках реализации Программы „Светлячок“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование эмоциональной отзывчивости и навыков общения у старших воспитанников можно сравнить с кулинарным искусством. Когда мы готовимся испечь торт, то берем для ингредиентов самые лучшие продукты, делаем все, как указано в рецепте и от процесса получаем истинное удовольствие, давая волю своим творческим порывам и делаем это с особой любовью. И тогда наше произведение получает самую высокую оценку! Так и с формированием эмоциональной отзывчивости и навыков общения детей.
Нам, взрослым (педагогам и родителям, уже на этапе дошкольного детства необходимо научить ребенка сопереживать другому человеку и сочувствовать всему живому, что нас окружает, распознавать свои эмоции и эмоции других людей, научить выражать свое внутреннее состояние, чувства, научить реагировать на негативный травмирующий опыт, уметь общаться, быть услышанным и принятым, и конечно, проявлять эмоциональную отзывчивость, которая является одной из важнейших способностей, данных человеку. Мы считаем, что эмоциональная отзывчивость – это один из «ингредиентов» для роста и развития ребенка, который делают счастливые моменты детской жизни еще более яркими.
Нами был разработан и составлен учебно-методический комплект «СВЕТЛЯЧОК», являющийся звеном системной работы, цель которого направлена на развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения детей старшего дошкольного возраста. Структура, организация учебного материала, практические и наглядных материалы УМК несут смысловую нагрузку, направлены на формирование у детей эмоциональной отзывчивости и навыков общения. Известно всем, что в структуре эмоциональной отзывчивости выделяют следующие компоненты:
- эмоциональный – способность распознавать и понимать эмоциональные состояния других людей;
- когнитивный – способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия партнера;
- поведенческий – способность использовать способы благоприятного взаимодействия, содействующее поведение в ответ на переживание партнера. Таким образом, на всех этих трёх компонентах, как на трех китах строится работа педагогов со старшими дошкольниками. В целях эффективной работы по данной проблеме УМК объединяет три направления: работа с детьми, с педагогами и родителями. Организация работы в этих направлениях позволяет проследить повышение уровня эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей, повышение уровня компетентности взрослых в данном вопросе.
В УМК представлены:
- дополнительная общеразвивающая программа;
- конспекты занятий с детьми в рамках программы;
- методические рекомендации;
- рабочая тетрадь для совместных занятий родителей с детьми в домашних условиях.
- тематическая подборка дидактических игр и наглядные материалы;
- специально подобранные тематические детские художественные произведения (рассказы, стихотворения, сказки);
- комплекты аудио- и видеоматериалов;
- мониторинг и диагностический инструментарий.
Образовательное пространство УМК обеспечивает у детей:
развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;
воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным;
обучение конструктивным способам управления собственным поведением и навыкам общения.
Практическая значимость УМК показывает, что на занятиях дети повышают свой уровень развития эмоциональной отзывчивости в процессе общения со сверстниками, расширяют представления об эмоциях и о средствах общения, приобретают положительный опыт общения со сверстниками.
Применение таких форм и видов работы как психогимнастические, подвижные, социокоммуникативные, вербальные и невербальные игры, эмоциональные этюды, беседы, элементы изотерапии и песочной терапии вызывают большую мотивацию у старших дошкольников к изучению тем программы.
Использование УМК «СВЕТЛЯЧОК» позволяет развить, усилить, углубить, такие компетентности у старших дошкольников как эмоциональная отзывчивость и сформированность навыков общения, так как они неразрывно связаны между собой, а развитие одной из компетенций безусловно ведёт к положительной динамике развития другой.
Полученные данные диагностики на первоначальном и заключительном этапе показали положительную динамику в развитии уровня эмоциональной отзывчивости, поведенческого компонента, эмпатии у старших дошкольников. Таким образом, содержание УМК «СВЕТЛЯЧОК» и система его методического обеспечения разработаны так, чтобы помочь педагогу организовать процесс обучения, направленный на создание благоприятного эмоционального микроклимата для взаимодействия со сверстниками, на коррекцию поведенческих особенностей, а также на формирование личностных качеств воспитанников (личностных результатов) в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Представленный опыт работы по реализации программы и УМК получил высокую оценку коллег не только нашего города, но и со всех регионов России. В сборниках конференции опубликованы статьи, по итогам участия в мероприятиях получены благодарственные письма и сертификаты.
Каждому ребенку нужен мир, где можно смеяться и удивляться, танцевать и петь, учиться и отдыхать, жить в мире и быть счастливым. А приобретенные в рамках реализации программы «Светлячок» навыки эмоциональной отзывчивости и успешного общения будут способствовать этому!
Литература
1. Егорова, М. В. Программа «Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет» / М. В. Егорова. – М. : Учитель, 2018. – Текст : непосредственный.
2. Княжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей / Н. Л. Княжева. - Ярославль,1997. -162 с. – Текст : непосредственный.
3. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / – Г. А. Широкова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2005. - 230с. – Текст : непосредственный.