Светлана Платонова
Реализация современных технологий позитивной социализации в образовательном пространстве ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Таким образом, основные силы педагогов должны быть направлены на позитивную социализацию детей, индивидуализацию их развития.
Публикация «Реализация современных технологий позитивной социализации в образовательном пространстве ДОУ» размещена в разделах
Позитивная социализация – это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольников и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «Позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение действовать сообща ради общей цели, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая интересы и потребности других. Работу по позитивной социализации необходимо проводить в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками происходит в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества :
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.
Педагогов дошкольного учреждения волнует вопрос, как построить образовательный процесс, чтобы добиться высоких результатов педагогического взаимодействия, какая технология является более эффективной с позиции формирования личности будущего школьника.
Элементы позитивной социализации :
- эмоциональное благополучие ребенка;
- положительное отношение к окружающим людям;
- коммуникативная компетентность дошкольника;
- развитие социальных навыков детей.
Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации.
Основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.
Программа «Я — человек», автор С. А. Козлова.
Цели программы:
• помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности;
• на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Структурно-содержательная характеристика.
• «Я — человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру. Она включает четыре больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.
• «Что я знаю о себе». Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.
• «Кто такие взрослые». Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые. Зачем и как люди отдыхают.
• «Человек-творец». Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек-художник.
• «Земля — наш общий дом». Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ.
Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.
Программа социально -эмоционального развития детей «Я, ты, мы», авторы О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.
Настоящая Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Она состоит из трё х основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки».
Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей эстетически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.
Авторы отмечают, что представленная структура Программы рассматривается как примерная и носит рекомендательный характер, т. е задаёт только основу планирования педагогического процесса. Воспитатель вправе варьировать программное содержание и его последовательность, при необходимости отступая от предложенной структуры.
Программа «Я, ты, мы» может быть реализована как самостоятельная порциальная программа. В то же время она может выступать составной частью какой-либо комплексной программы. При этом содержание Программы органично вплетается в канву содержания основной комплексной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении.
Основное внимание в Программе уделяется воспитанию, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
В процессе работы с программой «Я, Ты, Мы» педагог должен ориентироваться на свойства и качества личности ребёнка. К концу дошкольного возраста психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно оказывать ребёнку, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дазадаптации.
Педагогическая технология «Открой себя», автор Е. В. Рылеева.
Программа развития самосознания дошкольников в речевой деятельности "Открой себя" (автор Е. В. Рылеева) разработана в рамках авторской концепции дошкольного образования "Я сам" и ориентирована на индивидуализацию развития, рассчитана на детей 2—6 лет. Она объединяет следующие направления развития детей:
- речевое;
- развитие представлений о человеке в истории и культуре;
- развитие естественно - научных представлений;
- развитие экологической культуры.
Цель программы — помочь ребенку осознать человеческую природу, свою принадлежность к роду человеческому и одновременно с этим раскрыть свою индивидуальность, особенность, неповторимость.
Большое внимание в программе уделяется личностному развитию дошкольника: готовности к самостоятельному обучению в школе, высокому уровню свободного поведения, позитивной Я - концепции. Эти качества играют особо важную роль в процессе адаптации дошкольника к условиям школьной жизни.
В программе решается задача индивидуализации развития ребенка с привлечением родителей к работе с детьми.
Содержание программы "Открой себя" делится на четыре цикла: "Я такой!", "Мир людей", "Мир нерукотворный", "Я готов к испытаниям".
Первый цикл "Я такой!" решает задачу индивидуализации самосознания. Его содержание обращает внимание ребенка на себя, свои переживания, на особенности отношений в семье, семейные предания.
Второй цикл "Мир людей" решает задачу раскрытия в ребенке человеческой сущности осознания общего, сходного для всех людей.
Третий цикл "Мир нерукотворный", решающий задачу ознакомления ребенка с явлениями окружающего мира, его законами, осуществляется с позиции человека, осознающего свои огромные возможности и последствия своего вмешательства в этот хрупкий мир.
Четвертый цикл "Я готов к испытаниям" решает задачу первичного планирования ребенком своей будущей жизни.
Программа и технология социального развития дошкольников, автор Л. В. Коломийченко.
Цель программы — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.
По этой программе работает наше ДОУ.
Программа «Дружные ребята», автор Р. С. Буре.
Цель программы: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.
В программе определены главные условия, обеспечивающие эффективность работы по воспитанию у детей гуманных чувств и отношений:
1. особая роль педагога как организатора жизни детей в группе детского сада;
2. уважительное общение педагога с ребенком;
3. удовлетворение потребности каждого ребенка в общении с воспитателем;
4. организация совместной содержательной деятельности детей, направленной на достижение общего результата;
5. создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, обеспечение благоприятного, равного положения каждого ребенка в группе сверстников.
Программа имеет возрастной принцип построения, содержит целостную систему формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста. Задачи, содержание и методика работы последовательно представлены, начиная со второй младшей группы, с поэтапным их усложнением в соответствии с развитием практического опыта общения детей при учете обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку.
Программа «Планета сказок», автор В. Ашиков.
Цель программы. Формирование основ Культуры мира, выраженных в миролюбии, любви и уважении к другим народам и культурам, широком кругозоре и чувстве единения со всем миром.
Задачи. Познакомить с народными сказками разных стран, их культурой, миром природы и человека. Формировать понимать смысл сказок разных народов, умение находить в них нравственно полезное и видеть общее. Показать разнообразие людей, культур, природы и помочь увидеть в них общее начало. Развивать чувство восприятия красоты в разнообразных ее проявлениях. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение ко всем людям, народам и их культурам, природе, а также к своей родине — неотъемлемой части нашего общего Дома — планеты Земля.
Начинается путешествие по «Планете сказок» с России, а обойдя весь земной шар, вернемся домой, но уже с другой стороны. На нашей планете около 200 стран, и, конечно, мы не сможем рассказать о всех. Критериями выбора страны станут сама сказка и тот вспомогательный материал, который мы сможем найти и рекомендовать, но страны, имеющие богатую национальную культуру и природную специфику, должны быть представлены в первую очередь.
Программа-технология Светланы Васильевны Кривцовой «Жизненные навыки».
Исходные утверждения программы:
• Невозможно формировать социальное поведение детей посредством отдельных занятий-уроков
• Только когда все в детском саду: и воспитатели, и педагоги на своих занятиях, и нянечки, и охранник дядя Петя, начнут систематически уделять внимание тому, что обращаться с другими и самим собой можно правильно или неправильно, и наконец, станут примером для подражания, только тогда поведение детей начнет меняться
• При этом детям дошкольного возраста не нужно осознавать и рефлексировать собственный стиль неконструктивного поведения, тем более специально учиться рассуждать об этом, а вот взрослым это делать необходимо.
В диагностической методике выделены 45 социальных умений, которые разбиты на пять блоков.
• Навыки адаптации (умения слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, предлагать помощь взрослому, задавать вопросы, заявлять о своих потребностях, сосредотачиваться на своем занятии, исправить недостатки в работе)
• Навыки общения со сверстниками - «Навыки дружелюбия» (умения знакомиться, присоединиться к играющим детям, играть по правилам игры, просить об одолжении, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию, принимать комплименты, проявлять инициативу, делиться, извиняться)
• Навыки обхождения с чувствами (умения воспроизводить основные чувства, выражать чувства, распознавать чувства другого, сочувствовать, обращаться с собственным гневом, реагировать на гнев другого человека, справляться со страхами, переживать печаль)
• Навыки альтернативы агрессии (умения мирно отстаивать свои интересы, выражать недовольство, спрашивать разрешения, спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы, адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят, проявлять толерантность, принять последствия собственного выбора (отношение к своей ошибке, реагировать на незаслуженные обвинения, реагировать в ситуации, когда виноват)
• Навыки преодоления стресса (умения проигрывать, обходиться с чужой собственностью, говорить «нет», адекватно реагировать на отказ, справляться с ситуацией игнорирования, справляться со смущением, справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности).
Первые два блока: навыки адаптации к образовательному учреждению и навыки общения со сверстниками — являются базовыми для рассмотрения. Их отсутствие может говорить о неблагополучии ребенка, о том, что он испытывает очень большое напряжение при посещении ДОО. Обращение к этим навыкам, возможность им обучаться происходит практически на каждом занятии. Педагог обязательно отслеживает их проявление у детей, причем необходимо помнить, что это навыки, обучение которым проходит легко для детей и взрослых (только если это не серьезное личностное нару-шение).
Следующие три блока: навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса, — требуют и от детей, и от взрослых более серьезного подхода. Они часто недостаточно развиты даже у взрослых, так как долгое время в нашем обществе существовали иные представления об обхождении с чувствами. Здесь необходима большая подготовленность взрослых к работе с детьми, к их уровню личностной зрелости, осознанности. Только в этом случае взрослый (психолог, воспитатель, родитель) может стать для ребенка «правильным» объектом подражания, носителем способности к ответственности, стабильности, восприимчивости к собственным личностным границам и границам других людей.
Развивающая часть представляет собой систематический курс занятий. Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социальных навыков.
Технология «Мы вместе!» Е. В. Рылеевой
Технология «Мы вместе!» Е. В. Рылеевой позволяет использовать в образовательном процессе дошкольного учреждения игры, ориентированные на развитие социальных навыков у детей 4-7 лет: навыков сотрудничества, адекватной самооценки и начал личностного саморазвития.
В основу технологии положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Игра – сильнейшее средство социализации дошкольника. Именно в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры невозможно воспитание личности.
Рылеева Е. В. предлагает десять социально-ориентированных игр. Данные игры сочетают различные виды детской деятельности: коммуникативную, игровую, учебную, речевую, изобразительную, двигательную и др. Одна и та же игра может быть использована с разными целями. У игр есть еще одно достоинство. Они требуют для своего исполнения физической активности детей. Дети двигаются (по правилам, активно общаются (по правилам, отстаивают свою точку зрения или отказываются от нее, если находится более подходящая условиям (тоже по правилам). Поэтому традиционные физкультминутки на таких занятиях не нужны вовсе.