Лушникова Ирина
Развивающая предметно-пространственная среда как условие для развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – любимая и естественная деятельность малышей – в этом возрасте только начинает развиваться. Игрушки для малышей, прежде всего, функциональны и носят обобщенный характер. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию — внешний стимул. Поэтому размещение материалов на открытых полках весьма рационально. Игра детей раннего возраста сводится к различным действиям с предметами. При построении РППС важно учитывать принцип эмоциональной насыщенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. При соблюдении данного принципа предметы в группе должны способствовать формированию разнообразных меняющихся эмоциональных впечатлений у дошкольников. Педагогу целесообразно привлекать малышей к участию в оформлении группы, реализовывая фантазийную составляющую детской натуры. Структура эмоционально-развивающей среды включает в себя 5 компонентов:
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как условие для развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
– отношения между участниками совместной жизнедеятельности – т. е. эмоционально-поддерживающий компонент среды;
– режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада т. е. эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
– внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) т. е. эмоционально-настраивающий компонент среды;
– организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты т. е. эмоционально-активизирующий компонент среды;
– проведение психо-гимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. В сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.
Арт-терапия помогает насытиться эмоциями, сделать окружающий мир разноцветным. Цель арт-терапии - не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать, дать выход творческой энергии. Ребенок осваивает один из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения на будущее.
Игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов развития эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста. Она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.
Используют: сюжетно-ролевые игры;
игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
игры драматизации;
коммуникативные игры;
дидактические игры.
По словам Льва Семеновича Выготского: «Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
Мы, считаем, важным развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которое напрямую связано с эмоциональным благополучием ребенка. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи