Ирина Алёхина
Развитие эстетической культуры у детей дошкольного возраста через различные виды театра в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта: «Развитие эстетической культуры у детей дошкольного возраста через различные виды театра в детском саду.»
Участники проекта: дети в возрасте 6-7 лет, воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно-творческий
Длительность проекта: среднесрочный
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Методические материалы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Место реализации проекта: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 259 Красноармейского района Волгограда»
Образовательные области: «Познание», «Художественно-эстетическое развитие».
Основной вид деятельности: «познавательно-исследовательская», «продуктивная»
Области интеграции: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
По форме реализации: групповой
Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, дидактические и подвижные игры, рассматривание иллюстраций, картин, чтение произведений народного фольклора по тематике проекта, продуктивная деятельность (пластилинография, рисование красками, изготовление кукол в технике папье-маше своими руками).
Целью данного проекта является формирование творческой личности средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Познакомить детей и родителей с разными видами театра.
3. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
4. Развивать память, выразительную грамотную речь, обогащать и пополнять словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.
5. Воспитывать у детей потребность видеть и понимать прекрасное, культуру поведения,
6. Привлечь родителей к изготовлению разных видов театра и дать сведения о развитии эмоциональности и выразительности.
7. Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками совместно с родителями и детьми.
Актуальность:
Театр – особый и прекрасный мир! Театр – это игра! Не игра-забава, а игра-модель, игра-поведение, игровое состояние личности и коллектива, самой жизни. Принимая на себя различные роли, ребенок вынужден действовать самостоятельно, учиться анализировать проделанную работу как собственную, так и сверстников, в результате чего развивается самостоятельность суждения действий. Театр – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Театр для ребёнка серьё зное и настоящее дело: эта игра нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало. Это дает ему огромное эмоциональное наслаждение. Мы видим, как у них обостряется острота реакции, глубина и эмоциональность переживаний к героям сказки или спектакля, оживляется речь, загораются глаза неподдельной радостью.
Новизна проекта заключается в том, что он составлен в соответствии с требованиями ФГОС ДОО.
Обеспечение проекта:
• Походы в театр.
• Разнообразные иллюстрации, картины связанные с тематикой проекта в группе.
• Разработка дидактических и подвижных игр.
• Театрализованная постановка сказки «Мешок яблок». Сутеев.
• Проведение НОД, бесед.
• Подбор художественной литературы
• Просмотр видеофильмов
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы представления о театре, его устройстве и истории появления, понимание его значения в укреплении и сохранении семейных традиций. Дети получат первичные навыки в области театрального искусства. Повысится самооценка участников проекта.
- У родителей будет сформирована активная позиция в художественно-эстетическом воспитании своих детей.
- У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.
Этапы реализации проекта:
I этап: Подготовительный.
- Сбор литературы;
- беседы с детьми;
- составление плана работы;
- изготовление атрибутов;
- разработка рекомендаций для родителей;
- подбор наглядной информации.
II этап: Реализация проекта. Формирование знаний, представлений о театре. (виды театров, театральные костюмы и т. д.,
• Организация непосредственной образовательной деятельности.
• Интеграция (ИЗО и музыка, движения – ожившие музыкальные образы).
• Выступления детей.
• Слушание музыкальных произведений для создания спектаклей.
• Музыкально-театральные вечера с участием родителей.
• Организация тематических консультаций, выставок и совместных спектаклей детей и родителей.
III этап: Заключительный. Продукт проекта- театрализованное представление сказки В. Сутеева «Мешок яблок».
Виды деятельности по проекту:
Знакомство с театром (посредством интерактивной экскурсии в Большой театр в г. Москва, ; рассматривание разных видов тетра (посредством выставки в группе детского сада, иллюстраций, книг, беседы, игры. Рисунки детей на тему «Я люблю театр». Пластилинография, подготовка консультаций для родителей, анкетирование, знакомство с народными традициями, аппликация, лепка, рисование, формирование представлений детей о театре. Организация выставки разных видов театров.
Продукт проектной деятельности – театрализованное представление сказки В. Сутеева «Мешок яблок», детские творческие работы.
В целях систематизации воспитательно-образовательного процесса с детьми был разработан календарно-тематический перспективный план.
Перспективный календарно-тематический план
№
п/п Мероприятие Цель Взаимодействие с семьей Взаимодействие с педагогами
1. Посещение кукольного театра. Способствовать знакомству детей с кукольным театром, историей возникновения и появления кукольного театра в Волгограде. Воспитывать у детей интерес к театру. Помощь родителей в организации посещения театра, привлечение родителей к сбору информации об истории кукольного театра. Педагогическая копилка: знакомство педагогов с историей театра, обогащение педагогического опыта по данной тематике.
2. Беседы «Что такое театр», «Кто придумал театр»
Способствовать расширению знаний детей о театре, его устройстве, о традициях; развивать речевую активность.
3. Дидактическая игра
«Театральное лото» Учить собирать целое изображение из частей. Расширять кругозор знаний детей о театре, традициях.
4. Беседа: «Театральная азбука»
знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т. д.)
5. Пластилинография
«В гостях у театра»
Учить создавать выразительный образ, пользуясь приемом примазывания, заглаживать поверхность пальцем;
6. Игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем» Развитие двигательной активности детей. Воспитание интереса к народным играм.
7 Работа детей с лэпбуком «Виды театров»
Развивать память, воображение, творческие способности, логическое мышление
8 Работа с пословицами, стихами, загадками, малыми формами фольклора
Развивать коммуникативные навыки; вызвать интерес к народной мудрости.
9 Артикуляционная гимнастика
«Иван Иваныч Самовар» Активизация работы органов артикуляционного аппарата.
10 Рисование
«Ладошковый театр»
Развивать чувство цвета, умение передавать сюжет. Воспитывать интерес к театру.
11 Сюжетно-ролевая игра
«Куклы в театре»
Учить детей самостоятельно обыгрывать роли, активизировать диалогическую и монологическую речь. Создание условий для воспитания в детях добра, щедрости, гостеприимности, трудолюбия.
12 Оформление стенгазеты
«Я люблю театр»
Расширить знания родителей по теме проекта.
Консультация «Театр, творчество, дети».
13 1. Беседа-диалог «Как вести себя в театре»
Артикуляционная гимнастика 2. Рассматривание картинок с разными видами театров (оперный, балетный и т. д.)
14 Изготовление масок в технике папье-маше своими руками Развитие изобразительных навыков, мелкой моторики; учить детей работать «с душой», дать им почувствовать красоту.
15 Чтение сценария сказки В. Сутеева «Мешок яблок», распределение ролей Привлечение родителей к изготовлению костюмов к постановке. Помощь педагогов в изготовлении декораций для сказки.
16. • Беседа на тему: «Новые виды театров
Познакомить детей с театром на ложках, театр на нагрудниках, на стаканчиках, водный театр, теневой театр.
17 Выставка разных видов театров Познакомить с разными видами театров, создать атмосферу домашнего уюта. Привлечение родителей к совместной деятельности и созданию красивого интерьера группы. Информационый материал «Театр. Историческая судьба…»
Подведение итогов.
Проект «Развитие эстетической культуры у детей дошкольного возраста через различные виды театра в детском саду» был реализован удачно. Участники проекта многое узнали о театре : историю, виды и устройство, изучили особенности работы театра. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Родители тоже не остались в стороне, принимали участие в сборе и оформлению информации, оказали посильную помощь в организации экскурсий, выставки, постановке сказки. Совместная деятельность сплотила родителей и детей, дала толчок для дальнейшего сотрудничества с детским садом. Дети почувствовали атмосферу доброго общения в играх, на репетициях. Во время проекта дети получали знания, учились говорить и слушать, придумывали сказки – истории о театре, разучивали песни, пляски, стихи. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стала интересная театрализованная постановка сказки В. Сутеева «Мешок яблок», выставка индивидуальных и коллективных детских работ «Я люблю театр». Все участники проекта проявили интерес к миру театра.
Список использованной литературы
1. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
2. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
3. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М., 2001
4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2000.
5. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста : Нескучалия. - М. :ВЛАДОС, 2001.
6. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М. : ВЛАДОС, 2001.
7. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
8. Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
9. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
10. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М. : Мнемозина, 1995.