Елена Чужайкина
Развитие воображения старших дошкольников посредством использования нетрадиционной техники рисования Эбру
▼ Скачать
Воображение – основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых – создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности (игра, художественная деятельность). Внимание взрослых к воображению и творчеству дошкольника в процессе руководства его изобразительной деятельностью должно быть первоочередным. Нетрадиционная техника рисования Эбру обладает в этом отношении огромным развивающим потенциалом.
Публикация «Развитие воображения старших дошкольников посредством использования нетрадиционной техники рисования Эбру» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского воображения не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского - «случаться»). При этом неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует их воображение.
Таким образом, проблемой исследования является существующее противоречие между потребностью общества в творческих, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях людях и недостаточностью использования педагогами развивающего потенциала нетрадиционной техники рисования Эбру при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность систематических занятий нетрадиционной техникой рисования Эбру для развития воображения старших дошкольников.
Раскроем теоретические аспекты развития воображения старших дошкольников.
Воображение – это процесс создания новых образов и их функционирование.
Вопросами изучения развития воображения занимались многие педагоги и психологи, такие как Лев Семёнович Выготский, Ольга Михайловна Дьяченко и другие.
По мнению Жан Пиаже, предпосылки воображения закладываются в раннем возрасте и проявляются в телесных ощущениях, в ощущениях младенца контакта со средой, затем в играх, где дети строят символическую картину мира. Игра дает ребенку возможность реализовать свое трансцендентное "Я"’. Первые настоящие проявления творчества и творческого воображения автор относит к 5-6 годам, когда появляются воспоминания о возникновении чувства гармонии, слиянии своего "Я" с всеобщим. Таким образом, Жан Пиаже подчеркивает направленность воображения на познание
Отличительной особенностью воображения является, по справедливому выражению Сергея Леонидовича Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий
До трех лет воображение как бы набирает силу, чтобы в кризисе трех лет выйти в реальной форме в психическом развитии. В кризисе трех лет ребенок начинает строить индивидуальную деятельность. Здесь воображение выделяется в самостоятельный психический процесс.
В старшем дошкольном возрасте воображение может опираться на предметы вовсе не похожие на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника (рисование, сочинительство и т. д.).
Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребенок, тем больше он верит в создаваемые образы
Одним из эффективных средств развития воображения старших дошкольников может стать нетрадиционная техника рисования Эбру.
Эбру – это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование на воде жидкими красками. Процесс рисования на воде – особый творческий процесс, заставляющий с трепетом наблюдать за происходящим. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике Эбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Для них эта техника особенно полезна, так как она помогает развивать воображение, моторику, дисциплинирует и воспитывает терпение и усидчивость.
Такие занятия имеют большое значение в силу ряда причин: нетрадиционная техника рисования развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность.