Елена Котельникова
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит свое внимание на том, что воспринимает или делает.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.
Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направлено на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно.
Публикация «Развитие внимания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Внимание у человека формируется с рождения. В конце первого месяца жизни у младенца появляется непосредственное внимание к сильно действующим раздражителям (громкий звук, яркий свет).
Примерно с 1,5 – 2-месячного возраста ребенок начинает концентрировать внимание на указательных жестах, движениях головы, движениях тела. Он начинает выделять лицо матери, реагировать на ее мимику. В раннем возрасте, от года до трех лет, развитие внимания происходит при освоении ходьбы, активном усвоении речи и предметной деятельности. Ребенок начинает реагировать на обращенные к нему слова, словосочетания, связанные с регуляцией его внимания, а также сам приступает к использованию речи для управления внимания окружающих людей.
К 5 годам возрастают концентрация, устойчивость внимания, появляются элементы произвольности. К концу дошкольного возраста внимание становится произвольным. Дети способы достаточно хорошо сосредотачиваться на выполнении какого-либо задания, при этом не отвлекаясь и не делая ошибок. Но, к сожалению, в реальности не всегда так происходит.
Причины нарушения внимания могут быть разными.
Может ли водитель быть внимательным на дороге, если находится в пути 20 часов без отдыха? Конечно же нет, потому что наступает усталость. То же самое происходит и с ребенком, когда вместо 15-20 минут родители заставляют его выполнять задания 40 минут и более. Или когда 4 – 7 дней в неделю ребенок загружен дополнительными кружками. Наступает невнимание от переутомления. Следует помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, а не учебная, поэтому все дополнительные занятия с ребенком должны носить игровой характер и включать паузы для активного или пассивного отдыха. Это может быть прогулка на свежем воздухе, когда ребенок сможет расслабиться, отвлечься.
Иногда мы замечаем, что ребенок может длительное время играть в любимые игры, заниматься своими делами, но становится невнимательным при выполнении интеллектуального задания. Возможно, что он просто не понимает, как нужно выполнить это задание. В этом случае необходимо помочь ему, объяснить материал, который он не усвоил ранее вместе разобрать, несколько похожих упражнений и убедиться в том, что ребенок понял, что и как ему нужно делать.
Еще одной причиной невнимания может быть однообразная деятельность. Вспомните себя, как долго вы можете удерживать внимание, когда выполняете монотонную работу? В этом случае можно внести какую-то изюминку, например: устроить небольшое соревнование: «Кто красивее нарисует ёлочку»?», «Кто красивее украсит салфетку узором?», а может, вы проявите фантазию и превратите скучный пример в интересную историю.
Очень важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении, если он чем-то подавлен, то ему, скорее всего, трудно будет сосредоточиться на выполнении задания. Поговорите с ним, дайте понять, что вы его понимаете. Возможно, лучше отложить начатое дело и закончить его позже.
Следующей причиной невнимания может быть наличие большого количества раздражителей в комнате. Если перед глазами ребенка находится коллекция машинок, с которой он обожает возиться, то наверняка все его мысли будут о том, как бы поскорее закончить выполнение задания и поиграть. В этой ситуации целесообразно убрать из поля зрения ребенка все, что его отвлекает.
Состояние здоровья ребенка также может быть одной из причин нарушения внимания. Если ребенок плохо себя чувствует, то ожидать безошибочного выполнения задания не приходится. А если невролог поставил ребенку диагноз «синдром гиперактивности с дефицитом внимания», то в этом случае без квалифицированной медицинской помощи не обойтись.
Если исключены все перечисленные причины невнимания ребенка, тогда необходимо попробовать этот психический процесс с помощью незатейливых игр.
1. Хлопками задать ребенку определенный ритм и попросите его повторить.
2. Назвать разные слова: дом, тетрадь, яблоко, суп, машина, груша, воробей, самолет и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее фрукт. Усложнение игры: ребенок хлопает в ладоши, услышав название фрукта, и топает ногами, услышав название транспорта.
3. Можно переставить в групповой комнате предметы и попросить ребенка рассказать, что изменилось, например: цветы на подоконнике стоят в другом порядке или там, где раньше стояла машинка, теперь лежит мяч и т. д.
4. Игра «Хитрый счет». Участники хором несколько раз считают до 10. Первый раз идет простой счет. Второй раз на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами. Далее на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами, на счет «семь» семь раз хлопают в ладоши. Для усложнения можно увеличить темп игры или менять задания.
5. Упражнение «Найди отличия». Предлагается ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти в них отличия.
6. Дать задание ребенку найти на картинке как можно больше «спрятанных» животных.
7. Игра «Считалка – бормоталка». Предложите ребенку повторить любое короткое стихотворение. Затем повторить считалку, но вместо последнего слова ребенок должен хлопнуть в ладоши. Далее ребенок повторяет стихотворение столько раз, сколько в нем слов. Каждый раз делая хлопки на последние слова, пока не прохлопает все стихотворение.
8. Предложить ребенку, просматривая ряд предметов на карточке, зачеркнуть лишний предмет.
В мягкой форме обсудите с ребенком, что получилось, что вышло не совсем удачно. Необходимо убедить ребёнка, что с каждым занятием результаты будут все лучше и лучше. Для ребенка важно чувствовать вашу поддержку.
Предложенные игры и упражнения позволят не только потренировать детей, но и получить удовольствие от совместной деятельности.